Продолжаю тему СДВГ и хочу помечтать, да-да, именно помечтать о сенсорной интеграции в школе и слаженной работе всех представителей системы.
Про СДВГ (что это такое, возможное лечение детей с синдромом и где они могут учиться) я написала в статье "Мамам СДВГшников и их оппонентам посвящается. Резвеиваю мифы, или не судите строго люди", которая основана на моём личном опыте, научных статьях и нормативных актах. Если вы её прочитали, то вас не должно удивить, что школьных программ для детей с СДВГ не существует. Такие дети имеют полное право учиться в обычной школе в обычном классе.
Учителям работать с СДВГшниками не просто, как собственно и родителям делать дома уроки. Но учить всё равно надо. Вопрос — как?
Если особышу не посчастливилось попасть в интегрированный класс, то дело труба.
В России есть проектное (разовое) проведение сенсорной интеграции. Конечно, это не полноценная образовательная программа, но хоть что-то, какой-то просвет в конце тоннеля.
В Беларуси по факту нуль (помоги себе сам). Здесь есть понятия "тьютор" для аутистов, есть инклюзия. Но она настолько минимальна, что не сказать. Если тьютора не дают (ну нету, особенно в маленьком городе), то при большом желании родители сами организуют интеграцию для аутистов и вскладчину по 4-5 человек нанимают тьютора (т.е. платят ему ежемесячно з/п), делают ремонт в отдельно выделенном кабинете за свой счёт. И потом об этом пишут журналистские статьи, а я читаю )))
Сенсорная интеграция — это такая методика, которая направлена на работу с мозговыми функциями, а вернее дисфункциями (слуховыми, зрительными, тактильными, вкусовыми, двигательными, обонятельными и координационными). Занятия проводятся в игровой форме нейропсихологами и дефектологами, имеющими специальную подготовку. Программа подбирается индивидуально с учётом проблемных областей ребёнка.
Такая программа подходит для детей с СДВГ, аутистов и иных РАС, ДЦП, ЗПР, при наличии дисграфии и дислексии, для детей, которые испытывают серьёзные трудности в письме, чтении, счёте. Обычно она проводится в коррекционных центрах (но как правило при наличии инвалидности), но также есть что называется "выездные" бригады в школы. Так почему бы не сделать такую интеграцию как полноценную программу и не внедрить на весь учебный год? Вопрос скорее риторический. Это будет довольно затратно. Как будто кроме СДВГ в образовании проблем нет.
Самый подходящий, на мой взгляд, вариант — это обучение в свободной форме во всех смыслах: без отметок, без домашних заданий (либо по минимуму), без школьной формы. И вот это отнюдь не фантастика. Такое образование реально существует в Канаде, Норвегии, Финляндии. Там и одарённые дети, и нормотипичные и особенные учатся вместе. Ко всем индивидуальный подход, нет жёсткой дисциплины, никого не принуждают сидеть за партами (лафа), да и приятный бонус — с родителей не собирают деньги на мебель и ремонт 😉
А теперь спускаемся с небес на землю. Что в реале?
Я живу в Беларуси и реалии таковы, что в обычной школе СДВГшник никому не нужен. ЦКРОиР не направляет на интеграцию только по этому диагнозу, могут только написать в заключении, что нужно сопровождение психолога. И всё.
Как минимум для СДВГшника важно наблюдаться у врача — будет достоверное подтверждение, что поведение ребёнка является следствием расстройства, а не вы "плохие мать и отец" (освобождение от соцрасследования 😬).
Конечно, нужно общаться с классным учителем и школьным психологом. Если педагог ну совсем не знает про СДВГ, то просветить, накидать в мессенджер ссылок, сообщить об индивидуальностях ребёнка (ведь одинаковых проявлений не бывает). Всё, что рекомендовано для учебного процесса СДВГ, не требует денежных вложений. Это только желание самого учителя что-то делать, неформально, по-человечески.
Неймётся ребёнку — ну попроси взять тряпку, чтобы он её смочил и вернулся в класс, хочет походить — ну попроси на задней парте перебрать книги или тетрадки. Да в конце концов придумай какую-нибудь прыгалку и выведи в коридор попрыгать (так делают в канадских школах). Как-то так. Всё на самом деле очень просто, если касается гиперактивности.
[Ремарочка: при условии, что трудный ребёнок только один в классе]
С невнимательностью гораздо сложнее: ребёнку нужно уделить больше времени, лишний раз повторить, подойти, лично объяснить. Как следствие возникают детские негодования: почему ему больше времени уделяют, а мне нет; почему ему завышают оценки; он что — любимчик?
⇧ Это вариант для начальной школы, а что в старшей? Там много учителей будет. Нужно в конце августа подойти к школьному психологу (в старшей школе уже другие психологи) и поведать "страшную" тайну. Пусть работает, это её обязанность просвещать персонал школы об особенных детях и как с ними себя вести.
Резюме:
- СДВГшник может пойти на интеграцию по заключению ЦКРОиР, если у него будут иные (подходящие) расстройства, подтверждённые справкой психиатра.
- 💰Можно поискать золотой запас и организовать правильную интеграцию.
- С рождения ребёнка начинать учить язык страны, где наилучшие условия для особышей (tervetuloa, что в переводе с финского "добро пожаловать"☺) и аккурат перед 1-м классом собрать чемоданы.
- Можно попробовать "выбить" заключение ВКК на обучение на дому на учебный год (маловероятно по такому диагнозу), лишившись социализации (и взять неформальный декретный отпуск до 18 лет 😤).
- Криоконсервироваться всей семьёй с пометкой "оживить в идеальном мире" 😜😂
- Просто "выживать" как есть, попивая магний и валерьянку&пустырник 💁♀️(я тут).
Как видите, и смех, и горе. А какой вариант выберете вы? Может у вас свои идеи или опыт?