Я всегда говорю клиентам: «Внимательно читайте любые договоры, которые подписываете. Особенно то, что написано мелким шрифтом». И это должно быть базовым навыком предпринимателя. Ведь не все партнеры готовы действовать честно.
Почему надо читать документы
Представим ситуацию: вы давно «охотились» за клиентом и, наконец, смогли его «поймать». Все переговоры завершились, пришли к компромиссу. Соответственно, близится подписание договора. И оформление бумаг берет на себя ваш оппонент, он ссылается на внутреннюю службу безопасности или своих юристов.
По сути вам так проще. Не надо составлять договор, привлекать дополнительных людей к этой работе. Перед подписанием бегло просматриваете или вообще не заглядываете в договор. И ставите свою красивую подпись. Ведь с клиентом уже все обсудили, переговоры были долгими, и хочется быстрее перейти к реализации проекта.
И как только спокойно выдыхаете и возвращаетесь в офис, начинают выясняться интересные подробности. Перечитав уже подписанный договор, осознаете, что в нем совсем не те условия, что были в начале.
Сроки доставки другие, предоплата сменилась постоплатой и т.д. Вроде бы мелочи, но они отразятся на конечной прибыли. К тому же в душе явно останется неприятный осадок.
Когда вы будете в проигрыше
Первое, что приходит в голову в такой момент – позвонить клиенту со словами: «Как так? В договоре, кажется, опечатка, мы обсуждали другие условия». Вот только это, друзья, покажет оппоненту, что специалист вы так себе, раз даже не удосужились прочесть документ перед подписанием.
Варианта, что делать в таком случае, два:
- Работать по «новым» условиям, которые, скорее всего, для вас не слишком выгодны.
- Требовать от клиента новой встречи и переподписания договора. Тут нюанс: во-первых, для вас вряд ли охотно найдут время, а значит, процесс затянется. Во-вторых, нет гарантии, что оппонент согласится на повторные переговоры.
Оба, как вы понимаете, ударят по вам. Поэтому, как бы ни доверяли оппоненту, читайте договор и проверяйте все условия. Обращайте внимание даже на мелкий шрифт, сноски, приложения и т.д.
Как уберечься от ошибки
Если заметили неточность, сразу скажите оппоненту. Конечно, клиент сделает удивленное лицо и начнет убеждать, что это ошибка. А дальше два варианта: либо переделываете договор, либо оппонент заведет другую пластинку: «Ну составлять новый договор будет долго, может быть, оставим этот?».
Конечно, соглашаться на невыгодные условия не надо. Спокойно ответьте: «Нас устраивают исключительно те условия, которые обсуждались в процессе переговоров. Мы и так пошли на существенные уступки. Готовы ждать, пока будет составлен новый документ».
Друзья, а вы всегда внимательно перечитываете документы перед подписанием?
Читайте еще: