Найти в Дзене
N + 1

Дьяк XV века

Расширение границ Московского княжества и процессы централизации Русского государства, в целом завершившиеся к концу XV века, требовали новых органов власти. Такими органами стали приказы — ведомства отраслевого управления. Условно систему приказов можно представить в таком порядке:

- органы дворцово-финансового управления;

- органы военного управления;

- органы судебно-административные;

- органы центрально-областного управления;

- органы специальных ветвей управления;

- органы государственно-церковного управления.

А возглавляли их дьяки, назначаемые великим князем.

Чиновничий аппарат, изначально развивающийся из личных слуг князя, постепенно переходил на профессиональную основу, и должности занимали уже не княжеские холопы, но провинциальные сыны боярские и дворяне, а также энергичные выходцы из городского населения: приходского духовенства, посадских и так далее. Хотя у этих сословий было мало общего между собой, их объединяло главное — грамотность, так как без этого навыка невозможно устроиться на государственную службу в любое время.

В XV веке еще не придумали униформу для гражданских чиновников, поэтому дьяки носили свою повседневную одежду, соответствующую высокому социальному статусу и доходу. Гражданский мундир был введен в России, по самым ранним свидетельствам, в 1755 году для чинов Горного ведомства, однако порядок в этой сфере был наведен только при Николае I, обязавшем носить форму не только служащих министерств, но даже студентов и преподавателей университетов, причем носить ее полагалось даже вне службы. Впрочем, облик чиновника допетровской Руси радикально отличался от вида его потомков как в XVIII, так и в XIX веке: вместо сюртуков и мундиров дьяки носили многослойную одежду и занимались делами в духе эпохи — без спешки, размеренно.

Значительную часть своего времени дьяк проводил на службе, хотя и был человеком семейным, как и все мужчины того времени, исключая монахов. Первоначально «дьяческие избы» (административные здания приказов) были деревянными и располагались на Ивановской площади Московского Кремля. Жизнь в этом «административном квартале» кипела с самого утра: помимо исполнения своих прямых обязанностей, в которые входило решение государственных задач по отрасли приказа (например, снабжение войск провиантом или организация сбора налогов) и отправление правосудия, приказы постоянно принимали «челобитчиков» — просителей по какому-либо вопросу, отнесенному к ведению приказа, правильно подготовить бумаги которым помогали подьячие (младшие чиновники) за отдельную плату. Современному читателю это покажется взяткой, но в XV веке государство закрывало на это глаза. Собственных месторождений золота и серебра, из которых изготавливались деньги, тогда не было, поэтому служилых людей наделяли земельными участками, размер которых зависел от важности чиновника. Так появились поместья — земли, даваемые по месту службы. Однако и этого не всегда было достаточно, поэтому предполагалось, что недостающее чиновник получит подношениями от населения, которые могли быть выражены как в деньгах, так и в ценных предметах или продуктах.

Периодически дьяк отправлялся на доклад великому князю, где отчитывался за вверенную ему отрасль государственного управления и получал новые указания. Для выслушивания докладов по ведомству того или другого приказа были назначены особые дни и часы, часто при этом могла заседать Боярская дума.

Особенностью правовой системы XV века, да и более поздних времен, является отсутствие единой, доступной всем и систематизированной базы действующих законов, зачастую их противоречие друг другу. Так как специализированных учебных заведений еще не было, единственными носителями юридических знаний в Русском государстве тогда являлись дьяки и подьячие, по долгу службы знавшие наизусть массу нормативного материала и по мере надобности вспоминавшие тот или иной акт для разрешения вопросов. Исследователи называют этот этап развития права «дьяческой юриспруденцией».

Хотя для периода образования централизованного Русского государства приказы были прогрессивным явлением, время выявило их минусы. Главным была их слишком узкая специализация. Так, одновременно существовали приказы Стрелецкий и Казачий, ведавшие стрелецкими и казачьими войсками соответственно. Такой подход со временем привел к излишнему числу самостоятельных приказов — ученые до сих пор не подсчитали все когда-либо существовавшие, но было учреждено не менее 40 приказов. В системе приказов смешивались три основания для деления органов: по роду дел, по классам лиц и по территориальным районам. А потому нередко можно было запутаться, какому приказу подведомственны те или иные дела.

Несогласованность приказов между собой и право самостоятельно издавать указы сильно сказывались на эффективности государственного управления. Неповоротливая система была реформирована Петром I: отныне органами отраслевого управления стали девять (первоначально) коллегий. Однако приказы не исчезли в одночасье — например, Сибирский приказ окончательно исчез только в 1763 году.

***

Это был тринадцатый пост цикла «Бытовой жанр». Цикл посвящен людям, жившим на территории современной России с IX по XIX век. Он создается при поддержке АНО «ИРИ».