Если вы назовёте любому антиквару или коллекционеру имя Арманда Марселя, то... лучше этого не делать вообще. С живого после такого вопроса не слезут. Дело в том, что... хм, это длинная история.
Арманд Марсель - маленький французский мальчик, родителей которого из-за гонений на инакомыслящих занесло к нам в страну, в Россию.
Необычно звучит? Но всё это правда!
Родители Арманда - были кальвинистами, то есть теми самыми гугенотами, которых когда-то налево и направо кромсал Д'Артаньян со своими тремя мушкетёрами. После осады Ла-Рошели, гугеноты умудрились договориться в королём и подписали мирный договор. Однако власть всё равно точила на них зуб, поэтому многие "французские инаковерующие" решили унести ноги со своей нетолерантной родины.
Именно к их числу относились родители Арманда Марселя. Из нетерпимой Франции они переехали в Россию, и стали считать её своей новой родиной. Чем занимались дед с бабкой не понятно, но своего сына, отца Арманда, они смогли отправить по госпрограмме в Германию учиться архитектуре.
Отучившись в Германии положенные 7 лет, папа Арманда вернулся в Питер, и начал ваять дома для петербуржцев и гостей города в традиционном немецком стиле "квадратиш практиш гут". На удивление, заказов было очень много, прямо-квадратный немецкий стиль пришёлся по вкусу дворянам. А через несколько лет ему удалось стать придворным архитектором: Николай II очень любил немецкую практичность.
Однако в 1855 году император скончался, а пришедший ему на смену Александр II немцев не любил совсем, вообще и в целом тоже. Краник с заказами моментально перекрыли, что и стало причиной отъезда семьи из России.
Папа, как бывший придворный архитектор, посчитал, что сын должен продолжить отцовское дело и тоже стать придворным архитектором в России. Арманд был отправлен... во Францию. Однако отцовским планам не суждено было сбыться. Вместо сбычи папиных мечт, Арманд, как все нормальные студенты, забил на диплом и имеющуюся специальность и купил на папины деньги маленькую фабрику по производству игрушек.
Именно!
Игрушек!
Мальчик, которого вывезли из России, открыл в Германии фирму по производству кукол.
Фирма Арманда делала очень изящных, утончённых кукол с потрясающей по детализации одеждой. Но лучше всего Арманду удавались лица кукол: он применил специальный белый фарфор, который расписывал вручную. Из-за чего куклы смотрелись как живые.
Арманд проявил себя как грамотный бизнесмен: он начал делать кукол на любой кошелёк. От самых дешёвых, до чрезвычайно дорогих. Однако и дешёвые и дорогие куклы всегда отличались идеальным качеством.
Секрет большой разбежки цен был в аксессуарах, "допах". Дорогие куклы шли с несколькими комплектами одежды, колясками, открывающими глазами, у них был более тонкий макияж, лёгкая роспись, на щеках играл лёгкий румянец.
Понимая, как достигается популярность, Арманд смог договориться с "нужными людьми" и его куклы оказались в императорском дворце. Дети Николая II играли куклами Арманда Марселя. После этого успех был делом техники.
Спрос был огромным, в день фабрика выпускала до 1000 готовых кукол, большая часть которых шла в Россию. Куклы Марселя были нарасхват в дореволюционной России.
Пробыв всего лишь один год в России, всю жизнь сотрудничая с российскими предпринимателями, он всегда очень трепетно относился к нашей стране, бережно хранил доставшиеся от отца иконы.
Арманда Марселя не стало в 1925 году, но тысячи его кукол являются желанным объектом любого ценителя или просто коллекционера.