Эта история начинается в XIII веке на юге Франции. Тогда властителями тех земель были Тулузские графы владения коих были обширны и плодородны. Граф Тулузский Раймунд VI был прозван "королем юга". Край благоденствовал и славился ремеслами, бойкой торговлей, изучением многих наук и прекрасной поэзией трубадуров. Воистину там находился интеллектуальный и культурный цвет Европы.
Папа римский и католическая церковь не были властны над этими землями. Поэтому в Риме веру жителей того края называли «альбигойской ересью» (от города Альби, в котором была крупная община верующих, именуемых Римом еретиками).
Что же за веру несли странствующие проповедники тех земель, сами себя называющие катарами? И чем поплатились за свою "ересь"?
Катары
Слово "катары" происходит от греческого слова katharos, означающего "чистый" или "непорочный". Катары были христианами. Да-да, формально они были одной веры с восседающим в Риме папой. В чем же были противоречия с католиками? Их было немало, например, катары не без оснований считали, что римская церковь слишком далеко ушла от заповеданного Христом нестяжательства, погрязнув в роскоши и отравив себя жаждой власти. Также они считали, что для общения с Богом не требуются высшие церковные власти, ведь главным храмом для Бога должно быть сердце человека. По этой же причине они не строили храмов и часовен. Проповедь можно было читать в любом месте, ведь главное суть, а не антураж.
Презирающие власть катары делились всего на две группы: "совершенные" давшие обет аскетизма, бывшие вегетарианцами, не имевшие связи с противоположенным полом, посвятив свою жизнь духовному росту и помощи нуждающимся и «верующие» которые просто жили соблюдая заповеди.
Неволей иль волей...
Естественно, католическую церковь не устраивал этот оплот "ереси" на столь благодатных территориях. Сначала действовали дипломатически, отправляя в Тулузские графства католических миссионеров, которые должны были обратить в лоно римской церкви всех отщепенцев. Это не принесло должного результата. Более того, в случае дебатов католических священников и катаров последние зачастую выходили победителями.
Вместо того чтобы уменьшаться, количество сторонников катаров росло, и вот уже их общины стали появляться не только на южных землях Франции, но и в Европе. Увеличивающееся число последователей катаров стало угрозой существования самой Римско-католической церкви.
В связи с данными событиями в 1209 году папа Иннокентий III отлучил от церкви Раймунда VI и его подданных и призвал дворян Северной Франции к крестовому походу против еретиков. При этом он обещал отдать захваченные земли тем, кто примет участие в походе.
Альбигойский крестовый поход
Итак, собрав более 10 000 крестоносцев, в 1209 году начался крестовый поход. Вел «псов господних» папский легат Арнольд Амальрик.
Продвигаясь по землям вокруг Альби и Каркассона, где были сосредоточены общины катаров, крестоносцы разоряли все на своем пути. Показательным является следующий случай: подступив к городу Безье крестоносцы потребовали, чтобы катары покинули город. Получив отказ, крестоносцы взяли город штурмом, перед которым у Арнольда Амальрика, спросили как отличить католиков от еретиков, на что тот ответил: «Caedite eos! Novit enim Dominus qui sunt eius» — «Убивайте всех! Господь узнает своих!».
Истребили действительно всё население города, составлявшее не менее чем из 7000 человек, включая женщин и детей, из которых лишь порядка 300 являлись катарами.
Как писал сам Амальрик в отчете папе римскому: "После этой большой резни целый город был разграблен и сожжен. Так чудным образом осуществилась божья месть…»
Этот случай быстро стал известен в округе, поэтому последующие города и укрепления катаров предпочитали сдаваться не оказывая сопротивления.
Далее пришел черед города-крепости Каркассона. Его осадили, перерезав от водоснабжения. Виконт города Раймунд-Рожер отправился к крестоносцам с просьбой о перемирии, но его пленили, после чего Каркассон был сдан без боя. Населению этого города повезло больше - им сохранили жизнь, но забрав все имущество изгнали из города раздетыми: «…в одних сорочках и портках».
Благоденствующий ранее край был разграблен и опустошен. К 1215 г. все местные аристократы во главе с правителем Раймундом VI были изгнаны.
Побежденные, но непокоренные
В 1216 году на захваченных крестоносцами землях вспыхнули восстания. Для их подавления была созвана новая армия крестоносцев. И так шли годы, в борьбе между крестоносцами и жителями юга.
Уже умер Иннокентий III, да и Раймунда VI сменил его сын Раймунд VII, но некогда благодатные земли юга всё не знали покоя.
Лишь в 1229 году, после 20 лет войны, Раймунд VII публично покаялся в своих прегрешениях и обязался впредь подчинятся католической церкви. Затем между Раймундом и королем Франции был подписан договор в котором половина принадлежавших ранее земель графа Тулузского становилась собственностью Франции. Отныне эта область Франции будет носить название Лангедок. Название указывает на отличие этой области от других принадлежавших французской короне. "Лангедок" – "langue d`ok" – в переводе "язык ок". Проживающие там говорили на окситанском языке.
Впрочем, не все катары были искоренены и сломлены. Они затаились - их последним прибежищем стала крепость Монсегюр.