Сегодня мы расскажем о методологии освобождающих структур: ИМПРОВИЗАЦИОННОЕ ПРОТОТИПИРОВАНИЕ. Цель импровизационного прототипирования — воспроизвести сложный сценарий, с которым сталкивается группа или отдельный человек, и совместно разработать различные поведенческие стратегии и вмешательства, разыгрывая сценарий события. Изюминка, которую привносит эта структура, заключается в том, что человек, который представил сценарий, становится «режиссером», в то время как другие становятся «актерами». Это позволяет режиссеру в игровой форме экспериментировать со стратегиями, поведением и вмешательствами.
Акцент делается на импровизации: пробуйте что-то новое вместе, открывайте и извлекайте уроки из того, что происходит. Импровизационное прототипирование – это один из вариантов обучения в группе не стандартным способом. Метод приглашает людей учиться, наблюдая и пробуя различные варианты поведения в импровизированном сценарии. И это очень весело.
Используя импровизационное прототипирование, Вы настраиваете группу на быстрое обучение и перемены к лучшему за счёт мобилизации сразу трёх уровней знаний:
- явные знания, которыми обмениваются участники
- неявные знания, которые открываются участникам, когда они наблюдают за коллегами
- латентные знания, то есть новые идеи, которые возникают в процессе и дорабатываются совместными усилиями.
Такое мощное сочетание может послужить источником перемен и, наряду с этим, привносит элемент игры в серьёзную работу. Участники находят и инсценируют решения систематических и запутанных проблем. Инновационные идеи, представленные в миниатюрах-импровизациях, складываются постепенно, из частей или кусков, которые можно использовать как вместе, так и по отдельности.
HighAdvance Consulting Group оказывает услуги по проведению фасилитационных сессий, в том числе с использованием Освобождающих структур и обучению фасилитации. За дополнительной информацией обращайтесь к ведущему эксперту Максиму Александровичу Логинову +7 921 334 67 62 | mrloginov2209@gmail.com×
ИМПРОВИЗАЦИОННОЕ ПРОТОТИПИРОВАНИЕ. ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ
- В процессе игры подвести людей к новому образу мышления
- Задействовать коллективное воображение в решении запутанных проблем
- Найти увлекательную и забавную альтернативу скучным и непродуктивным тренингам
- Наладить взаимодействие сотрудников разного профиля и из разных функциональных подразделений
- Сделать так, чтобы люди учились у коллег, которые знают, как надо себя вести, чтобы справляться с проблемами
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА
Необходимо как правило:
- Открытое пространство или сцена у стены или в центре помещения
- Возможно, для инсценировки понадобятся декорации
- Стулья, расставленные небольшими группами, чтобы хватило на всех участников
Небольшая группа «актеров» на «сцене». Остальные участники группы выступают в роли зрителей и экспертов/критиков, а затем объединяются с «актерами» в процессе сотворчества. Они располагаются рядом со «сценой».
ОСНОВНЫЕ ШАГИ МЕТОДОЛОГИИ
- Формируйте группы из шести-восьми человек
- Предложите людям индивидуально или в группе подумать об одной проблеме, с которой они сталкиваются (2 минуты). С этой проблемой они регулярно сталкиваются в работе, и она отнимает много сил
- Попросите людей поделиться сценариями (импровизационное прототипирование) в своих группах и выбрать тот, который, по их мнению, наиболее подходит для разыгрывания в короткой пьесе (5 минут);
- Объясните, что человек, который представил сценарий, становится «Креативным директором» (он же «Режиссер») пьесы. Остальные становятся «Актерами». Работая вместе, они разыграют сценарий «Креативного директора» и изучат различные способы развития истории, основанные на разных решениях и разном поведении
- Работая с «Актерами», «Креативный директор» создает примерный сценарий для короткой пьесы, выбирая роли, собирая реквизит, предлагая реплики и разрабатывая примерный график (5–10 минут)
- Предложите «Актерам» начать разыгрывать пьесу (10–15 минут). «Креативный директор» дает обратную связь, вносит предложения, предлагает (дополнительные) реплики по мере продвижения актеров по сценарию. «Креативный директор» может запускать и останавливать воспроизведение по мере необходимости или перематывать и повторять отдельные части воспроизведения
- Предложите группам поразмышлять над тем, что они узнали из пьесы, сначала индивидуально, а затем в своих группах. Что они заметили? Что их удивило? (5 минут)
- Предложите группам, сидящим в зале, работать вместе, чтобы попытаться придумать иные варианты поведения. Ожидайте много смеха, поскольку команды могут игриво экспериментировать с поведением
- Затем зрители обсуждают и складывают вместе удачные куски постановки в новый прототип, а добровольцы инсценируют полученную версию. (5 минут)
- Если сделать несколько инсценировок, то можно провести очные соревнования, оцениваемые, например, «счетчиком аплодисментов»
- Проведите необходимое число раундов, чтобы разработать один или несколько хороших прототипов, которые можно воплотить в жизнь.
HighAdvance Consulting Group оказывает услуги по проведению фасилитационных сессий, в том числе с использованием Освобождающих структур и обучению фасилитации. За дополнительной информацией обращайтесь к ведущему эксперту Максиму Александровичу Логинову +7 921 334 67 62 | mrloginov2209@gmail.com×
ИМПРОВИЗАЦИОННОЕ ПРОТОТИПИРОВАНИЕ. ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
- Мы использовали его, чтобы позволить Scrum-мастерам решать серьезные проблемы, с которыми они сталкиваются при работе с командами разработчиков, и изучать различные стратегии и модели поведения
- На наших профессиональных мастер-классах мы использовали метод, чтобы участники могли разыгрывать события, которые «пошли не так»
- Во время встреч мы использовали импровизированное прототипирование, чтобы участники могли разыграть личный страх и изучить различные стратегии его преодоления
- Вы можете использовать импровизированное прототипирование во время ретроспектив спринта, чтобы помочь командам найти лучшие способы взаимодействия во время и вне Scrum-мероприятий или работы других команд в проекте
- В клиниках, для медицинского персонала, данную структуру можно применять как замену классическим тренингам
- Можно использовать для учителей, чтобы найти эффективные действия на разрушительное поведение в классе
Статья создана на основе материалов с сайта (полная версия)
#освобождающиеструктуры #фасилитация #модерация #поискрешений