Соединенные Провинции Нидерландов прославились не только своими достижениями в области технологий, торговли и культуры, но и жгучим, многолетним стремлением обрести независимость от Испанской короны, которая благодаря запутанным, династическим связям династии Габсбургов смогла заполучить в свой состав этот завидный кусок Бургундского герцогства. Мятеж, а затем и война против Испании длилась с 1566 года, с перерывом с 1609 по 1621 год, и закончилась Мюнстреским миром 30 января 1648 года.
Наверное, голландцам казалось, что эта война никогда не окончится, и долгожданное признание Испанией их независимости стало настоящим чудом. Однако, подписи под мирным договором в Европе, совсем не означали, что в тот же самый миг голландцы и испанцы перестанут друг друга резать по всем уголкам света. Так получилось с голландским капером, который продолжал на законных основаниях захватывать испанские призы через полтора года после Мюнстреского мира, не ведая, что фактически стал пиратом. Это история фрегата "Ла Гарс", изложенная в 4-х коротких документах.
Соглашение товарищества Новых Нидерландов о каперстве, 4 декабря 1646 года
Явился ко мне, Корнелиусу ван Тинховену, уполномоченному секретарю Чартерной Вест-Индской компании в Новых Нидерландах, достопочтенный Виллем Кифт, генеральный директор Новых Нидерландов, являющийся в этом качестве компаньоном каперского фрегата "Ла Гарс" за счет вышеупомянутой компании, который вместе со всеми нижеперечисленными лицами признает, что он принимает долю в размере одной восьмой части в упомянутом фрегате.
Ян Дамен - также одну восьмую часть, Якоб Вольферсен - 1500 гульденов, Мартен Кригье - одну шестнадцатую часть, Якоб Стоффельсен - 1100 гульденов, Хендрик Якобсен Патер Ваер - восьмая часть, Хендрик Аренцен - 1300 гульденов, капитан (Ла Гарса - прим. Ф.Д.З.) Виллем Альбертсен Блаувельт - восьмая часть, Кристиан Питерсен Рамс - 1400 гульденов, Вильям де Кей - шестнадцатая часть, Адриан Дирксен - тридцать вторая часть. Все вышеуказанные суммы и части вышеуказанные лица, как совладельцы, каждый за свой счет, вложили и рискнули, с прибылью или убытком.
Это [соглашение] составлено и подписано, чтобы служить им в будущем и точно знать, что каждый пайщик имеет право требовать свою часть прибыли в соответствии с вложенными деньгами. В свидетельство и в знак истины сие подписано вышеупомянутыми совладельцами 4 декабря 1646 года в Новых Нидерландах.
Соглашение о партнерстве между Августином Херрманом и Виллемом Блаувельтом
Мы, нижеподписавшиеся, подтверждаем, что согласились и договорились вложить во фрегат "Ла Гарс", с прибылью или убытком, сумму в 1773 гульдена, из которой господин Августин авансирует шестую [стерто, заменено на шестнадцатую] часть на имя Виллема Альбертсена Блаувельта, который подтверждает, что получил вышеуказанную сумму из рук Августина Херрмана, и обещает, если Господь Бог дарует ему, капитану Виллему Альбертсену, в этом плавании один или несколько призов, больших или малых, передать вышеуказанному господину Августину или его приказчику шестую [стерто, заменено на шестнадцатую] часть захваченных товаров из своей собственной восьмой части. А если случится, что, не дай Бог, фрегат будет потерян, вышеупомянутый господин Августин ничего не сможет потребовать от капитана Блаувельта. Совершено и подписано 4 декабря 1646 года в Новом Амстердаме.
Письменные показания о захвате "Табаско" от 25 июля 1649 года
Мы, нижеподписавшиеся, все вместе ходившие на фрегате "Ла Гарс", капитаном которого является Виллем Альбертсен Блаувельт, крейсировавшем в Вест-Индии, свидетельствуем, подтверждаем и заявляем вместо и под обещание торжественной присяги, если потребуется, что это правда и достоверно, что мы захватили у испанцев на реке Табаско судно по имени "Табаско", и что то испанец не уведомил нас ни о каком мире или перемирии, заключенном между королем Испании и их Высочеством [принцем Оранским], и мы не знали и не слышали ни о каком мире. Все это мы, нижеподписавшиеся, объявляем истинным и несомненным, предлагая также в случае необходимости подтвердить это под присягой. Сего 25 июля 1649 года в Новом Амстердаме.
Знаки и подписи: Хендрик Аренц, лейтенант, Кемпо Сибада, Райф Кларк, Антонио де Модес, испанец.
Примечания. Табаско - река на юге Мексики, впадающая в залив Кампече, на всем своем протяжении, кроме устья, теперь называется Грихальва.
Показания Вильяма Нобеля, хирурга "Ла Гарса" показывают, что "Табаско" , "груженный райскими зернами" [гвинейский перец], был захвачен 22 апреля 1649 г., а другой приз был взят 5 июля и подтверждают рассказ, приведенный в следующем документе. Мир, как сказано выше, был заключен 30 января 1648 г. Роджер Уильямс из Массачусетса писал Джону Уинтропу-младшему 25 октября 1649 г., без сомнения ссылаясь на приз, упомянутый в следующем документе: "Блуфилд прибыл в Ньюпорт и намеревается отвести [его приз] в Муннадо [Манхэттен], пообещав губернатору ответить за него испанцу, если он потребует, потому что он взят вопреки мирного договора".
Письменные показания Антонио Леона и Фика Херри от 27 сентября 1649 года
Явились ко мне, Якобу Хендриксу Кипу, уполномоченному секретарю достопочтенного генерального директора и достопочтенного Совета Новых Нидерландов, Антонио Леон, уроженец Майорки, 26 лет, испанец, и Фик Херри, уроженец Каслхейвена в Ирландии, около 21 года, пассажиры, перешедшие с судна капитана Флипа Дреста на судно Виллема Альбертсена Блаувельта, которые подтверждают, свидетельствуют и заявляют, вместо и по предложению присяги, по просьбе совладельцев фрегата "Ла Гарс", капитаном которого был вышеупомянутый Виллем Блаувельт, что это правда и достоверно, что они, ответчики, находясь на корабле упомянутого капитана Блаувельта, видели и хорошо помнят, что вечером 5 июля 1649 года в бухте Кампечи появился корабль, который они приняли за одно из суден или призов Блаувельта.
После этого Блаувельт немедленно поднял парус и повернул на подветренную сторону, чтобы лучше разглядеть это судно. Упомянутый Блаувельт поднял флаг принца на мачте и на корме, не делая попыток обождать, но предприняв все возможное, чтобы уйти от этого судна. Около одиннадцати часов вечера оно подошло к нам, когда квартирмейстер Блаувельта по имени Геррит Хендрикс позвал: "Флип, Флип, приятель Флип", но не получил ответа и тогда крикнул: "Бей за принца Оранского!", а [Испанец] ответил: "Бей за короля Испании!" и тут же сделал четыре выстрела из пушки. Пятая пушка не сработала. Шестой выстрел поразил корабль Блаувельта, и он не успел сделать никаких приготовлений [к стрельбе]. Блаувельт решил плыть против ветра, чтобы добраться до своих людей. Все это мы, вышеупомянутые ответчики, заявляем как истинное и достоверное, предлагая по требованию подтвердить то же самое клятвой.
Дано 27 сентября 1649 года на острове Манхэттен в Новых Нидерландах. Далее подписи и знаки причастных.
Окончание
Позже в судебном порядке было решено, что "Табаско" не является законным призом, и его следует вернуть испанцам. Блаувельт (или же на анг. манер Блуфилд) был категорически против и рассорился со своими компаньонами из Новых Нидерландов. В 1650 году он отплыл в Карибское море на "Ла Гарсе" и о нем нет никаких сведений до 1663 года. Тогда он проживал среди индейцев на мысу Грасиа-а--Диос, Никарагуа, и командовал судном с 3 пушками и 50 членов экипажа. В этом же году он присоединился к экспедиции сэра Кристофера Мингса на залив Кампече, и, очевидно, сгинул там от болезни или смертельной раны.
Источник: Privateering and Piracy in the Colonial Period Illustrative Documents, New York, 1925.