Найти тему
Ёжик под дождик

«Самое тяжкое бремя, которое ложится на плечи ребёнка, это непрожитая жизнь его родителей» Карл Густав Юнг

каждому своё
каждому своё

У отца в детстве было две мечты. Он хотел стать пилотом. И ещё научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Хоть на гитаре, хоть на аккордеоне. Лётное училище он закончил и получил профессию лётчика, а вот с музыкой не сложилось. Ну и как это бывает, своё желание музицировать папа направил на меня. В раннем возрасте я слушала рассказы о том, как здорово овладеть музыкальной грамотой, как это эстетично и благородно. Когда мне исполнилось шесть лет, отец повёл меня поступать в музыкальную школу. Я была шустрой девочкой и своей непосредственностью и громким голосом произвела впечатление на приёмную комиссию. Как сейчас понимаю, выдающихся талантов у меня не было, но мелодию я могла повторить. Пела я песенку про лягушек, о том, что они сидели на какой-то кочке и чего-то там делали. «Ква-ква-ква, ква-ква-ква»,— отчаянно горлопанила я. И меня приняли. Сразу же было приобретено новое пианино «Элегия», что наполняло меня восторгом и гордостью, и начались восемь лет музыкальной школы. Я была непоседой. Мне было тяжело часами разучивать гаммы. Побегать бы во дворе, по гаражам попрыгать. А приходилось надолго приклеиваться к инструменту. Но это было одно из зол. Самое страшное — это моя учительница игре на фортепиано. Сюзанна Исааковна. Восточная женщина с прекрасными глазами и необъятной нижней частью тела. Восседала она всегда не на стуле, а на двухместной банкетке. Так вот, у Сюзанны Исааковны был такой метод обучения: если я промахивалась мимо клавиши, педагог брала мой кукольный пальчик и изо всей силы колошматила беднягой по клавиатуре. «Вот, вот, сюда надо». Я, как сейчас, вижу, её толстые сосискообразные пальцы, увешанные золотом, хотя для играющих на пианино людей украшения на руках неприемлемы. К тому же я не любила выступать на отчётных концертах, перед больши́м скоплением народа. Меня всегда настигала «медвежья болезнь». Живот крутило. Всё это тормозило моё музыкальное образование. Один раз я даже осталась на второй год. Было ужасно стыдно перед отцом, он расстраивался. А в классе девочки ходили в танцевальный кружок. С какой завистью я смотрела на их изящные фигурки в сверкающих костюмах, на туфельки с каблучками, на то, как они двигаются в танце. Я так хотела танцевать с ними.

моя мечта
моя мечта

Но...меня ждало ненавистное пианино, этюды и гаммы. Нельзя же разочаровывать отца. Так, с грехом пополам я промучилась восемь лет, получила аттестат о музыкальном образовании. Принесла домой, показала папе. Он посмотрел на бумажку, грустно похвалил. Вероятно, тогда уже понял, что пианино будет стоять закрытым навсегда. И точно, больше я к инструменту не подходила. До сих пор пылится, выбросить жалко, а продать некому.

Когда сыну исполнилось пять лет, я ожидаемо потащила дитё учиться спортивно-бальным танцам. Год он протоптался, как слонёнок, преподавательница руками разводила — ну не дано. Но я усиленно продолжала водить парня на занятия, не обращая внимания на его грустную мордочку. И, знаете, он затанцевал! Стало всё получаться, появилась пластика и чувство ритма. Наверное, постепенно развилось. Тренер нарадоваться на него не могла. Вначале учебного года умный сын, прямо глядя мне в глаза, сказал: «Мама, я не хочу этим заниматься, это твоя мечта, а не моя». И я поняла его. Он оставил танцы, но не прошли мытарства зря. Парень вырос координированным, красиво двигается и имеет хорошую осанку.

Так вот к чему я всё это. Конечно, надо формировать ребёнка. Хорошо, если способности и таланты проявятся в раннем возрасте. Например, малыш рисует потрясающе, здесь всё просто. А если нет? По возможности отдаём отпрыска в разные кружки-секции, а там уж как пойдёт, где-нибудь да выстрелит. Ненавязчиво предлагайте наследнику различные занятия, наблюдайте, что ему по душе. В первую очередь надо учитывать желания самого́ чада. Родители часто воспринимают ребёнка, как продолжение себя, как собственность. Считают, что интересно им, непременно понравится и ребёнку. Всё-таки дети – это отдельные, пусть и маленькие люди, со своими желаниями, со своей жизнью. Голландцы провели исследование на эту тему. Было опрошено 73 родителя подростков. Бо́льшая часть участников посчитала, что дети обязаны воплотить в жизнь нереализованные мечтания матери или отца. Они даже не подозревали, что подростки не хотят заниматься тем, что выбрали для них любвеобильные родители.

-3

Передавать опыт, умения — это свойственно людям ещё со времён мамонтов. Но речь именно об опыте выживания. А амбиции должны быть у каждого свои. Хочется сыну гонять мяч, пусть гоняет, не усаживайте его за домру. Хочет дочь заниматься гимнастикой, не заставляйте её изучать астрономию. Главное, чтобы ребёнок был счастлив, а значит, счастливы будете и вы.