Автор - basil10 #
Когда экономисты теоретически обсуждают последствия развития мировой экономики, они часто используют концепцию «малой страны». Изменения в небольшой экономике не оказывают заметного влияния на большую мировую экономику, такова концепция. Независимо от того, растет ли инфляция в небольшой стране, правительство вводит тарифы или увеличивает государственный долг, глобальный климат остается прежним.
Есть также модели с «большими странами». Для них все быстро усложняется: изменения в крупной экономике легко охватывают другие страны (многие «маленькие страны» могут рассказать вам кое-что об этом).
Такие явления четко наблюдались с момента начала коронакризиса: Китай сначала дал мощный толчок мировой экономике своим первым быстрым восстановлением после первой коронной волны, но затем вызвал узкие места в поставках по всему миру, что также способствовало инфляции.
Тем не менее, вторая «большая страна» в настоящее время также играет роль в росте цен в Европе : США . По мнению ведущих экономистов, значительная часть роста цен в Германии и других странах связана с ростом расходов, вызванным пакетами стимулирующих мер правительства США. Джейсон Фурман — профессор экономики Гарвардского университета. В интервью он описывает, как инфляция распространяется из-за границы в Европу, и почему ЕЦБ не следует делать ошибку, повышая процентные ставки так же агрессивно, как Федеральная резервная система США.
" Шпигель": Г-н Фурман, узкие места с поставками в Китае и спецоперация на Украине подпитывают инфляцию во всем мире. Вы говорите, что инфляция в Европе имеет другой источник: США. Почему вы так думаете?
Фурман: Самыми большими источниками инфляции в Европе являются прежде всего цены на энергоносители. Но был и резкий рост цен на готовую продукцию, начавшийся гораздо раньше. Товарами можно торговать по всему миру. Соединенные Штаты резко увеличили расходы на товары. И это оказало давление на цены во всем мире.
" Шпигель": Вы думаете, что Соединенные Штаты экспортируют инфляцию, потому что требуют больше товаров, которые в противном случае купили бы европейцы?
Фурман: Соединенные Штаты отреагировали на пандемию коронавируса пакетом стимулирующих мер на сумму 5 триллионов долларов. Эта сумма соответствует пяти процентам мирового экономического производства. Это действительно большие деньги. В результате спрос на товары длительного пользования в Америке резко вырос. Например, на учебное оборудование или садовую мебель расходы примерно на 30 процентов выше, чем до пандемии. То же самое с видеоиграми, музыкальными инструментами или телефонами. В то же время мы не видим сопоставимого роста спроса в еврозоне.
SPIEGEL: В Европе тоже говорят о догоняющем потреблении после пандемии.
Фурман: Интересно, сколько людей связывают повышенный спрос с пандемией. В Европе были более жесткие блокировки, чем в Соединенных Штатах. Но нет явления, сравнимого с тем, что происходит в США. Граждане США, с другой стороны, получили чеки от правительства, когда пандемия уже пошла на убыль. Рост спроса спровоцировал не Covid, а прежде всего эти платежи. Конечно, деньги когда-нибудь закончатся. Американцы не будут продолжать тратить на этом уровне. С другой стороны, я всегда удивляюсь, потому что расходы остаются выше, чем я ожидал месяц за месяцем до сих пор.
SPIEGEL: Можно ли оценить долю этого влияния на инфляцию в Европе?
Фурман: У меня нет оценки. Экономист Университета Брауна Гаутти Эггертссон приходит к выводу, что немалая часть глобальной инфляции возникает в Соединенных Штатах. Обычно, когда цены на товары растут, также наблюдается инфляция заработной платы. В Европе этот эффект еще очень слаб. Таким образом, Европе не хватает ряда признаков внутренней инфляции, вызванной спросом.
" Шпигель": Обе экономические зоны, США и ЕС, в настоящее время движутся к возможной рецессии. Где ситуация сложнее?
Фурман: В Европе. Инфляция страдает там намного сильнее, потому что рост заработной платы был слабее. Сотрудники там больше страдают, чем в США. Цены на нефть и природный газ в Северной Америке также выросли меньше . Однако в долгосрочной перспективе инфляция, вероятно, окажется более серьезной проблемой в США именно потому, что здесь она генерируется внутри страны, в отличие от ЕС.
SPIEGEL: Многие наблюдатели обвиняют Европейский центральный банк в том, что он слишком нерешительно поднимает процентные ставки. Должен ли ЕЦБ последовать примеру ФРС США?
Фурман: Я думаю, что оба центральных банка находятся примерно в правильном диапазоне. В США инфляция в большей степени обусловлена спросом, что оправдывает более агрессивную реакцию денежно-кредитной политики, более высокие процентные ставки. И ФРС по-прежнему больше реагирует так, как будто мы имеем дело с инфляцией в три или четыре процента, а не в восемь процентов. В Европе большая часть инфляции импортируется, что требует другого подхода.
"Шпигель": Какой кризис более непредсказуем: спровоцированный Россией в ЕС или назревающий в США?
Фурман: Самый большой риск для Америки — это внутренняя динамика. С другой стороны, самые большие факторы риска в Европе являются внешними и неподконтрольными европейским лицам, принимающим решения.
Чтобы связаться с автором (нажмите здесь).