Возвращаясь к теме, которую я поднимала в предыдущих постах.
Я все же стою на своем: псевдовласть для неокрепших умов – это зло. Она развращает. И дети начинают этой властью злоупотреблять, чувствуя себя эдакими вершителями судеб.
***
Вспомним эпизод с учебниками, которые должна была собирать девочка. Понимаете, вы во многом смотрите на ситуацию со взрослой точки зрения. Да, если бы это были старшеклассники, скорее всего, проблем бы не было. Им все равно, кому сдать эти учебники: учительнице, Иванову, Петрову. Лишь бы сдать.
А начальная школа – это немного другое. Они ж не рассуждают:
- А зачем мне учебники дома? Надо сдать.
Или:
- Спрячу учебники дома, а потом продам по тройной цене и куплю себе конфет.
Просто когда указания исходят от одноклассника, а не от учителя – это прикольно. И можно троллить. Допустим, не сдавать учебник. Бегать с ним и кричать:
- А не сдам! А не сдам!
А ответственный будет бегать за тобой и кричать:
- Я Марьиванне скажу! Она велела у всех собрать! Отдай!
Короче, они в результате порвут этот учебник, да и все.
Пожалуй, единственный возможный вариант в этом случае – выводим ответственную Машу к доске. И говорим:
- Ребята, я Машу попрошу собрать у вас учебники. Когда можно сдать – она вам сама скажет. Учебники должны быть чистыми и подклеенными. Маша, если кто-то отказывается сдавать, подклеивать и все такое – обращайся ко мне. Я с ним сама поговорю.
То есть дети видят, что назначение Маши подкрепляется авторитетом учителя. И если Маша скажет учителю, что Вася не подклеил учебник – это не она ябеда. Это правила такие.
***
Еще несколько примеров из жизни класса дочери. Это примерно 4-5 класс.
Дежурных на перемене, когда нет учителя, просят следить за порядком. Точнее, это конец перемены-начало урока, когда учитель малость задерживается. Действия дежурных:
- Запрещать вставать.
- Запрещать выходить из класса.
- Запрещать пить воду из кулера.
- Запрещать разговаривать.
Если кто-то пытается эти запреты нарушить, на него орут. И его пытаются бить. Чтобы слушался. При этом дежурные обычно орут громче, чем нарушитель.
Напомню, это перемена.
Зато надо повторять домашнее задание. Потому что я так сказала, а я дежурная. Я учителю скажу, если не будешь. Не повторяете? Тогда все встали. Кто не встал – на тех орут и пытаются бить. Теперь сели. Кто не сел… Ну, вы поняли.)))
Помнится, где-то на этом этапе у меня дочь кинула учебником в одну такую хорошую девочку. Попала.
Продолжаем исходить административным восторгом. Фамилии тех, кто шумел, записываются на доске – потом их покажут Марьиванне, а она примет меры.
Двоечник Иванов подбегает к доске и шустро стирает все фамилии. Его начинают бить и на него орать. Он тоже отбивается и орет, но фамилии записанных никто уже восстановить не может – забыли.
Один раз мою дочь так записали, а она даже этого не заметила. Она сидела спиной к дежурным и разговаривала со своей подругой.
***
Приведу еще один пример насильственного причинения добра – я об этом писала здесь.
Обязанность дежурного – стереть с доски. Т.е. к следующему уроку она должна быть чистой. При этом в перемену к доске подбегают одноклассники и радостно на ней пишут и рисуют. Стереть не дают. Таким образом, дежурный в любом случае будет виноват. Оставил все как есть – доска грязная. Виноват. Подрался, чтобы стереть – драться плохо. Виноват, потому что дрался.
***
Поэтому я считаю так. Учителю надо быть очень аккуратным в делегировании полномочий. И четко обговаривать границы дозволенного в рамках выполняемой обязанности, а также возможность воздействия в случае проблем.
Как вы думаете?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
Вот о чем я писала 31 июля в прошлом году:
Романтики пост. О том, как у нас поселилась бабочка
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.