Найти в Дзене
Вечерний лекторий

Эхо забытых имен. Леон Бонна.

Оглавление
Жюль-Клеман ШАПЛЕН, Медаль в честь Леона Бонна, 1890
Жюль-Клеман ШАПЛЕН, Медаль в честь Леона Бонна, 1890

В 2022 году отмечается 189 лет со дня рождения и 100 лет со дня смерти французского живописца Леона-Жозефа-Флорантена БОННÁ (20 июня 1833, Байонна – 8 сентября 1922, Париж).

Имя Леона БОННÁ знатоки искусства традиционно связывают с салонно-академическим направлением в искусстве второй половины XIX века. И, как следствие, до сих пор относятся к этому художнику с большой долей скепсиса.

Леон Бонна, Автопортрет, 1855
Леон Бонна, Автопортрет, 1855

Однако, это мнение не вполне верно. Точнее, творчеству Бонна тесно в рамках одного этого художественного явления. Действительно, начинал он как вполне благонамеренный представитель академического пуризма (см. «Воскрешение Лазаря», 1857), берущего своё начало в школе Ж.-Л. Давида и, в особенности, Ж.-О.-Д. Энгра и таких его учеников, как И. Фландрен, А. Леманн, или П. Шенавар.

Леон Бонна, Воскрешение Лазаря, 1857
Леон Бонна, Воскрешение Лазаря, 1857

Пуризм стоял на идейной позиции открытого и агрессивного неприятия любых посягательств на незыблемость догмы «высокого» академического искусства, любых творческих поисков и экспериментов - будь то романтических, или реалистических.

Судьба академизма и носителей его догмы, Академий Художеств, в ХХ и ХХI веках показала, чего именно опасались пуристы; и, как выяснилось, опасались не зря…

Пуристы проповедовали Чистоту (от лат. purus – чистый, наивный, простой) идей и форм Искусства, характерные, как им казалось, для высокого стиля искусства античности и Эпохи Возрождения.

Что касается содержательной стороны искусства, пуристы, вслед за всеми адептами академизма, начиная с XVI века, были категоричны и неумолимы: достойными быть запечатленными на полотне были только «высокие истории» и, в первую очередь, сюжеты из Священного Писания. Появление пуризма, отчасти было спровоцировано католической Реставрацией, произошедшей в 1830-40-е г.г. Религиозные произведения должны были отражать наивную, чистую, умиленную, и, вместе с тем, суровую и фанатичную приверженность Вере.

Отчасти пуризм опирался на творческие поиски «Братства св. Луки (Назарейцев)».

Из произведений пуристов на религиозные сюжеты изгонялся всякий развлекательный момент: бытовизм, или «вольности», отклонения от буквы писания и канона в трактовке Священной Истории, всё, что могло бы отвлечь от созерцания священных Образов.

Что касается непосредственно живописи, то это относилось к глубоко стилизованной трактовке форм человеческого тела и природы, линеарной, упрощенной, почти абстрагированной - до комбинации простых геометрических фигур (вспомнить только подход к изображению фигур у самого Энгра, или того же Фландрена).

Это относилось и к работе с цветом: художники пуристического направления – через посредство тех же «Назарейцев» – восприняли, как догму, как идеал, колористические находки художников европейского Средневековья и Раннего Возрождения, времени расцвета католицизма, наполненные глубоким символизмом. В интерпретации самих пуристов сияющие, «пламенные» краски витражей Шартрского собора, или алтарей Фра Беато Анжелико часто сводились к диссонансным комбинациям нарочито ярких «открытых» цветов. В иных случаях, по совету того же Энгра, художники «предпочитали впадать в серость», писали в нарочито глухой, «битумной» гамме.

Казалось бы, сама Живопись – в ее наиболее расхожих и привлекательных аспектах – словно нарочно изгонялась из этих произведений. Художник ни на минуту не должен был забывать, что живопись в его руках есть не более, чем инструмент проведи и отражение Слова Бжия.

В результате на свет появлялись многочисленные, похожие друг на друга «иконы Нового Времени» – сугубо рациональные, холодные и умозрительные произведения. И только лучшим представителям пуризма удавалось достичь желаемого: создать хотя бы тень, отблеск живописи своих кумиров: Фра Анжелико, Рафаэля, Гвидо Рени

В лоне пуризма, которому мы уделили столько внимания, герой нашей истории пребывал недолго. От его парализующего надзора художник избавился довольно рано. Выходец их состоятельной артистической семьи, Леон с юности имел возможность путешествовать, видеть мир, знакомиться со всеми сокровищами мирового искусства, а следовательно, расширять свои творческие горизонты, размышлять, сравнивать, выбирать…

Как этого не хватает многочисленному племени начинающих художников! Ведь их кругозор зачастую ограничивается прямым диктатом мэтров, не всегда бескорыстных в своих наставлениях.

Леон Бонна, Раздача милостыни у врат госпиталя Сан-Себастьян в Кордове, 1863
Леон Бонна, Раздача милостыни у врат госпиталя Сан-Себастьян в Кордове, 1863

Итак, посмотрев мир, познакомившись с искусством и – в первую очередь – с живыми нравами – разных стран, Бонна пересматривает концепцию творчества, если выражаться современным языком. В конце 1850-х г.г он совершает поездки в Италию(Рим), в Египет (Каир), в Испанию (Кордова). Вероятно, именно в это время на него оказало огромное воздействие реалистическое искусство Испании «Золотого» 17-го века – так же, как, например, на Эдуара Мане и Шарля Каролюса-Дюрана. Взгляд молодого художника останавливался не столько на предметах древности и шедеврах старого искусства, сколько на приметах повседневной жизни. Он погружался в незаметную, потаённую жизнь городов, их окраин и их немудрящих обитателей: крестьян, ремесленников, нищих, детей… Эти впечатления живописец воплощает в полотнах, совершенно далёких от академических догм и установок на «высокие сюжеты» и «героические типажи»(«Девочка-римлянка у фонтана», «Каирский брадобрей» и др.).

Леон Бонна, Паломники возле статуи апостола Петра в соборе св. Петра в Риме, 1864
Леон Бонна, Паломники возле статуи апостола Петра в соборе св. Петра в Риме, 1864
Леон Бонна, Нищие возле обители, 1860-е г.г.
Леон Бонна, Нищие возле обители, 1860-е г.г.
Леон Бонна, Кропильница собора св. Петра в Риме, 1868
Леон Бонна, Кропильница собора св. Петра в Риме, 1868
Леон Бонна, Девочка возле фонтана в Риме, 1875
Леон Бонна, Девочка возле фонтана в Риме, 1875

Техника живописи, под стать сюжетам, становится открытой, пастозной, словно тягучей; типажи персонажей и обстановка – чрезвычайно характéрными и переданными с большой зоркостью и вниманием к скупым «говорящим» деталям. Все эти работы довольно трезвы, строги и аскетичны. Ни в итальянских, ни в ориентальных сценках Бонна мы не увидим «жгучих» экзотических типажей и южных страстей на фоне роскошного антуража, ни гитан и одалисок, ни горячих мамелюков и лаццарони. Всего того, чем столь успешно соблазняли неискушенного зрителя представители салонной живописи, вроде корифея эпохи, Жана-Леона Жерома. Жером с невероятной быстротой плодил свои действительно роскошные, виртуозные, но одинаково холодные картины то на восточные, то на античные сюжеты.

Леон Бонна, Бедуин, вынимающий занозу из ноги, 1870-е г.г.
Леон Бонна, Бедуин, вынимающий занозу из ноги, 1870-е г.г.
Леон Бонна, Каирский брадобрей, 1872
Леон Бонна, Каирский брадобрей, 1872
Леон Бонна, Брадобрей в Каире, 1870-е г.г.
Леон Бонна, Брадобрей в Каире, 1870-е г.г.
Леон Бонна, Египетская крестьянка с ребенком, 1870-е г.г.
Леон Бонна, Египетская крестьянка с ребенком, 1870-е г.г.

На фоне жеромовских феерий, восточные картины Бонна кажутся слишком скромными и даже «скучными», «пресными». Так повседневная жизнь скучна по сравнению с цирковым представлением. Что выбрать – дело вкуса.

Таким образом, если тематически творчество Бонна во многом смыкается с салонным направлением (а территориально и подавно: художник регулярно и с большим успехом выставлялся в Парижском Салоне), то разработка сюжетов, выбор натуры и ее живописная трактовка сближают художника с противниками академизма – с реалистами и натуралистами.

Как ни странно, с особой яркостью это проявляется не в жанровых сценках и даже не в портретах (о портретах Бонна мы будем говорить особо), а в полотнах на религиозные сюжеты. Если, как мы уже говорили, ранние полотна Бонна на темы Священного Писания – это честная и ученически-последовательная дань пуризму, то зрелые и поздние – это откровенные манифесты натурализма.

   Леон Бонна, Иов на соломе, 1880
Леон Бонна, Иов на соломе, 1880

«Иов на соломе», или «Распятие» - какой салонный мэтр, нагруженный представлениями о «заведомо прекрасных вещах», вроде уже упомянутого Жерома, или не менее прославленного Бугро – мог себе позволить подобное? Как?! Священная История – в таких приземленных, «непотребных» образах? И этот чудовищно натуральный, раздетый донага старик с обезумевшим от страданий лицом, изможденным телом и подагрическими ногами – библейский праведник Иов?

Леон Бонна, Распятие, 1874
Леон Бонна, Распятие, 1874

А «Распятие»? Разве это – прекраснейший из людей? Разве это – сын Бжий? Это – опять – сама боль, само страдание и крик в красках. И опять – эти ужасные искалеченные ноги, забрызганные кровью, со вздувшимися венами…

Какая же «высокая мораль» в этих картинах? Один лишь болевой шок и отторжение столь «некрасивого» страдания. О каком благочестии и благоговении здесь может идти речь?

Европейцы XIX века (что уж говорить о нынешних!) были не очень-то религиозны. Но усвоили, что такое благочестие и благочестивое искусство. Поэтому подобные полотна воспринимали с трудом. Но отказать художнику в мастерстве было еще труднее!

Конечно, эти глубоко натуралистические трактовки религиозных сюжетов появились не случайно. С одной стороны, сказалась любовь Бонна к старым испанцам, Веласкесу и Рибере. К Караваджо, наконец. И вообще, ко всей «натуральной школе» XVII века, от которой и пошли реализм и натурализм XIX века.

С другой – Бонна захватила волна реформаторских религиозных течений, всколыхнувших Европу второй половины XIX века. В 1860-1900-х г.г. во всём мире были очень популярны труды богослова Эрнеста Ренана, трактовавшие христианство не столько с точки зрения мистики и литургики, сколько с точки зрения истории, этнографии и психологии. Это было верным средством вернуть в лоно церкви души просвещенных европейцев, «отравленных» позитивными науками, заменившими им Веру и Самаго Бъга.

Леон Бонна, Портрет Эрнеста ренана, 1892
Леон Бонна, Портрет Эрнеста ренана, 1892

Христос и Его ученики трактовались Ренаном не как образы-символы, а как абсолютно реальные люди, действовавшие в реальных историко-культурных условиях и под влиянием конкретных психологических мотивов. Что еще могло убедить прагматика и скептика, каким был средний европейский интеллигент XIX века, прийти в храм – хотя бы из любопытства? Ведь его девиз – слова апостола Фомы: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

Леон Бонна, Борьба иакова и ангела, 1876
Леон Бонна, Борьба иакова и ангела, 1876

Леон Бонна, Самсон разрывает пасть льву, 1891
Леон Бонна, Самсон разрывает пасть льву, 1891

Книги Ренана и полотна Бонна были одновременно и воплощением этого девиза, и ответом на него. И тот, и другой, и богослов, и художник, с научной дотошностью «вкладывали персты» в изъязвленные раны Гда и Его праведников. И пристально исследовали сам феномен страдания и со-страдания. Между прочим, сходную задачу решало всё то же испанское искусство Золотого века. К тому же, надо не забывать, что сходные тенденции широко распространились и в русском реалистическом искусстве. Религиозные полотна Крамского и Репина созданы под очевидным воздействием Ренана и Бонна.

«Иов» и «Распятие» – примеры вполне удачного соединения натурализма с реформаторским католицизмом, несмотря на всю грубость и «лобовое» решение этих картин.

Леон Бонна, Мученичество св. Дионисия, 1880
Леон Бонна, Мученичество св. Дионисия, 1880

«Мученичество св. Дионисия» - в этом смысле – работа компромиссная и откровенно слабая. Написанная как часть декоративного ансамбля парижского Пантеона, эта композиция должна была отвечать «духу благочестия». Бонна пришлось работать в несвойственных ему масштабах, справляться со сложной, компромиссной задачей – не выбиться из общего ансамбля, в котором вовсе не он был «первой скрипкой». Это вылилось в произведение сухое, внутренне напряженное и косное, предельно вторичное и даже цитатное. Все элементы композиции разобщены, существуют по отдельности, несмотря на все усилия объединить их подчеркнуто-динамичным архитектурным фоном. Величие чуда превратилось в зловещий курьез в анатомическом театре. Ощущение чудесного, мистического совершенно неведомо Бонна, как, собственно, и его коллегам-современникам – Репину и Крамскому. Поэтому художник пытается соединить натуралистическую (в медицинском смысле) достоверность с ходульной атрибутикой европейской церковной живописи. Каждый из персонажей – по отдельности – выразителен и убедителен. Пожалуй, кроме ангела, словно привязанного за ногу к картонным небесам (чуть ли не прямая цитата из «Мученичества апостола Матфея» Караваджо). Колоритен палач, абсолютно достоверный в свой дремучести. По-риберовски прекрасны старческие типажи – святой Дионисий и авгур у жертвенника. Но каждый – сам по себе. А в целом получилось удручающее в своей нелепости зрелище.

Художник не верит сам.

Не верим ему и мы, зрители.

Его волнует не чудо, а физиологический ужас происходящего.

Кровь. Трупы.

Не чудесным, а макабрически смехотворным выглядит, увы, Дионисий. Кощунственным глянцем горят нимбы, абсолютно правильно прорисованные над отрубленными головами дьяков…

Бонна выполнил ряд почетных заказов от государства - аллегорические композиции для украшения крупных общественных зданий Парижа - муниципалитета (Hôtel de ville de Paris) и Дворца Юстиции. Эти работы весьма эффектны, блестящи в профессиональном отношении, но абсолютно вторичны, расхожи и тривиальны в выборе композиционных приемов, иконографии и т.п.

Леон Бонна, Триумф Искусств, Плафон зала парижского муниципалитета, ок. 1881 г.
Леон Бонна, Триумф Искусств, Плафон зала парижского муниципалитета, ок. 1881 г.

Портрет – вот тот жанр, в котором талант Бонна проявился сполна.

Леон Бонна, портрет мсье Аллара, 1850-е г.г.
Леон Бонна, портрет мсье Аллара, 1850-е г.г.
Леон Бонна, Портрет актрисы Мари-Анжель Паска, 1874
Леон Бонна, Портрет актрисы Мари-Анжель Паска, 1874
Леон Бонна, Портрет Мэри Сирс, 1878
Леон Бонна, Портрет Мэри Сирс, 1878
Леон Бонна, Портрет мадам Жорж Эрлер, 1880
Леон Бонна, Портрет мадам Жорж Эрлер, 1880

Эту сторону дарования художника современники оценили сразу и безоговорочно. И, что немаловажно, даже художники. Недаром Бонна был одним из самых востребованных (и самых дорогих) портретистов эпохи II Империи и III Республики. Политические деятели, коммерсанты и банкиры, светские дамы, артисты выстаивались в очередь, чтобы позировать мэтру Леону. Не склонный к визионерству и фантазированию – а тем более, к салонной угодливости – художник со всей возможной правдивостью и без бравады живописной техникой, показывает на холсте свои модели.

Леон Бонна, Портрет Леона Гамбетта, 1890-е г.г.
Леон Бонна, Портрет Леона Гамбетта, 1890-е г.г.
Леон Бонна, Портрет Анри Чернуски, 1890-е г.г.
Леон Бонна, Портрет Анри Чернуски, 1890-е г.г.
Леон Бонна, Портрет Альберта I, герцога Монако, 1894
Леон Бонна, Портрет Альберта I, герцога Монако, 1894
Леон Бонна, Портрет Василия Тенишева, 1896
Леон Бонна, Портрет Василия Тенишева, 1896
Леон Бонна, Портрет пожилой дамы, 1898
Леон Бонна, Портрет пожилой дамы, 1898
Леон Бонна, Портрет мадам Морис Паскаль, 1905
Леон Бонна, Портрет мадам Морис Паскаль, 1905

Этим он также был близок именно реалистам. Тем же Крамскому и Репину – лучшим русским портретистам своей эпохи. О глубине вчувствования в психологию портретируемых, возможно, говорить и не приходится (за редким исключением), но невозможно отрицать, что практически каждый портретный образ Бонна правдив, остро-выразителен и серьезен – без тени кокетства, развлекательности, сатиры, или протокольного равнодушия.

Конечно, самыми выразительными получались портреты друзей, духовно близких людей. Среди них выделяются портреты Виктора Гюго (в том числе посмертный), Александра Дюма-сына, коллекционера искусств Уильяма Уолтерса.

Леон Бонна, Портрет Виктора Гюго, 1879
Леон Бонна, Портрет Виктора Гюго, 1879
Леон Бонна, Портрет Виктора Гюго на смертном одре, 1885
Леон Бонна, Портрет Виктора Гюго на смертном одре, 1885
Леон Бонна, Портрет Александра Дюма-сына, 1886
Леон Бонна, Портрет Александра Дюма-сына, 1886
Леон Бонна, Портрет Уильяма Уолтерса, 1883
Леон Бонна, Портрет Уильяма Уолтерса, 1883

Нельзя обойти вниманием и многочисленные автопортреты Бонна.

Леон Бонна, Автопортрет, 1850
Леон Бонна, Автопортрет, 1850
Леон Бонна, Автопортрет, 1885
Леон Бонна, Автопортрет, 1885
Леон Бонна, Автопортрет, 1905
Леон Бонна, Автопортрет, 1905
Леон Бонна, Автопортрет, 1918
Леон Бонна, Автопортрет, 1918

Портреты Бонна можно смело причислить к лучшему из того, что сделано в этом жанре художниками второй половины XIX века.

***

Художник прожил долгую жизнь, пережил свою собственную славу, пережил угасание всего того художественного мира, который строил он сам и его современники. Он был свидетелем и участником всех художественных баталий его времени. И сумел выстоять в этих битвах, остаться самим собой. Не вождем и не изгоем, не придворным льстецом, но и не мятежником-обличителем. Просто честным художником, знающим себе цену. Леоном-Жозефом-Флорантеном Бонна.

В конце жизни, не желая отставать от наступающей на пятки художественной молодежи, старик Бонна пытался приноровиться к новым веяниям в искусстве, к импрессионизму, пуантилизму. Но эти попытки кажутся не более, чем ленивыми играми старого умудренного льва с молоденькими зайчиками.

XX век, мировые катастрофы, в том числе – I Мировая Война, крах всей классической европейской культуры, торжество Модернизма и авангарда… Казалось бы, все эти вехи и события решительно перечеркнули, выбросили на обочину Искусства и самого Бонна, и его современников-единомышленников. Однако, через сто лет мы вновь пристально вглядываемся в эти холсты, осмеянные нашими дедами и отцами; вглядываемся в холсты, пожухшие от несправедливой хулы и равнодушия, вслушиваемся в звуки забытых имен…

Каковым будет эхо этих забытых имен?

__________

Автор благодарит читателей за внимание и терпение и надеется на понимание и благосклонность.

___________

© Текст - В.А. Агранович

Иллюстрации - из личного архива автора и открытых источников