Найти в Дзене
Вечерний лекторий

Русские академисты. Побочные дети Красоты. Часть I. Василий Смирнов.

Василий Смирнов ( 12 (24) августа 1858-17 (29) декабря 1890). Характерный и далеко не главный представитель позднего интернационального академизма. В первую очередь – его "археологического направления", чьи представители, когда брались за разработку полотна, основательно вживались в изображаемую на полотне эпоху: изучали быт, обстановку, костюмы и литературные источники того, или иного исторического периода, чаще всего выезжали на место изображаемых событий, писали этюды… В числе его предшественников и современников по школе стоит назвать, в первую очередь, Ж.-Л. Жерома, А. Фойербаха, Х. Макарта, а также, безусловно, Г.И. Семирадского, Ф-А. Бронникова, С.В. Бакаловича. Как крайний и даже карикатурный вариант можно было бы вспомнить П.А.Сведомского, художника малоодаренного, хлесткого и даже вульгарного, но в русло этого направления, безусловно, вписавшегося. А что касается самогó Смирнова... Он прожил так мало и так мало сделал! По сути – две картины и неск

Гравированный портрет  Василия Сергеевича Смирнова
Гравированный портрет Василия Сергеевича Смирнова

Василий Смирнов ( 12 (24) августа 1858-17 (29) декабря 1890).

Характерный и далеко не главный представитель позднего интернационального академизма. В первую очередь – его "археологического направления", чьи представители, когда брались за разработку полотна, основательно вживались в изображаемую на полотне эпоху: изучали быт, обстановку, костюмы и литературные источники того, или иного исторического периода, чаще всего выезжали на место изображаемых событий, писали этюды…

В числе его предшественников и современников по школе стоит назвать, в первую очередь, Ж.-Л. Жерома, А. Фойербаха, Х. Макарта, а также, безусловно, Г.И. Семирадского, Ф-А. Бронникова, С.В. Бакаловича. Как крайний и даже карикатурный вариант можно было бы вспомнить П.А.Сведомского, художника малоодаренного, хлесткого и даже вульгарного, но в русло этого направления, безусловно, вписавшегося.

А что касается самогó Смирнова...

Он прожил так мало и так мало сделал! По сути – две картины и несколько этюдов. Но имя это не дает покоя знатокам искусства вот уже почти полтора столетия. Оно наводит на размышления, интригует, раздражает, наконец.

Его дебют в искусстве сравнивали с работами всех перечисленных выше мастеров. И чаще всего, увы, не в его пользу. И современники, и, в особенности, потомки, безусловно, отмечали одаренность молодого художника. При этом ревниво отказывали ему в какой бы то ни было творческой оригинальности. Всего лишь похожий сразу на всех "эпигон эпигона" (т.е., Семирадского, определение А. Н. Бенуа) и подававший надежды оплот благонадежного искусства. Но ведь что-то заставляет останавливаться перед его картинами?!

Казалось бы: в его искусстве нет ни особого "шика-блеска" кисти и антуража Семирадского-Макарта, ни поэтической чувствительности Л. Альма-Тадемы, ни оригинальности мастеров следующих поколений (впрочем, от академиста и не требовавшейся).

Но есть другое.

Чего многие собратья по школе не знали: трезвая и чувствующая, а не чувствительно-размягченная, Душа.

Острый – до горечи – ум.

Такт.

Вкус.

Способность к Предчувствию.

Чего стоит только кроваво-пунцовая "Смерть Нерона", тот самый «дебют»!

В.С. Смирнов, Смерть Нерона, 1886-88, ГРМ, Санкт-Петербург
В.С. Смирнов, Смерть Нерона, 1886-88, ГРМ, Санкт-Петербург

Это же плакат-предсказание!
Развлекатели-академисты эпохи Второй Республики & Николая II такое писать опасались... Да он и писал ее не в России…

Неизвестно, как бы развивался его безусловный дар, если бы не ранняя смерть.

Возможно, именно он возглавил бы школу монументально-декоративной храмовой живописи рубежа 19-20 веков, а не Васнецов, и не Нестеров. Все задатки художника-декоратора в русле неовизантийского стиля у него были.

Возможно, он увлекся бы символизмом и модерном. Его тяготение к красноречивой недосказанности в трактовке сюжетов, плакатной ясности композиции, лаконичным "говорящим" деталям , наслаждение декоративными сочетаниями пятен "открытого" цвета говорят и об этом.

Возможно…

Если бы не ранняя смерть...

Не ее ли ли он предчувствовал - в этой, совсем не "академичной" горечи и скорби, в этой страшной иронии?

И какая горькая ирония, какое тонкое иезуитство - разместить эту картину в одном зале с "Фриной на празднике Посейдона в Элевсинах" вечного (теперь уже - вечного) "соперника" Смирнова - Семирадского! Да еще на противоположных стенах! Повернетесь лицом к "Фрине" - встанете к лесу... то есть, к "Нерону" непочтительной стороной. И наоборот. Так и вертится зритель...

В.С. Смирнов, Выход византийской царицы к гробницам предков, 1889-90 г.г., ГТГ, Москва.
В.С. Смирнов, Выход византийской царицы к гробницам предков, 1889-90 г.г., ГТГ, Москва.

Другая известная работа Смирнова - " Выход византийской царицы к гробницам предков" должна быть интересна, прежде всего, знатокам архитектурных и церковных древностей и могла бы иметь другое название. Кому еще не наскучило читать, вспомните, интерьер какого здания столь точно воспроизвел художник и как зовут императрицу, по происхождению своему совсем не императрицу.
А кроме этих работ он, по большому счету, НИЧЕГО не сделал.

Судите сами.

Занавес.

В.С. Смирнов, Св. благоверный князь Михаил Черниговский в Орде перед ханской ставкой Батыя. 1883, ГТГ, Москва
В.С. Смирнов, Св. благоверный князь Михаил Черниговский в Орде перед ханской ставкой Батыя. 1883, ГТГ, Москва
В.С. Смирнов, Палач предъявляет голову  Иоанна Предтечи Иродиаде, 1886 (материалы портала Artinvestment.ru)
В.С. Смирнов, Палач предъявляет голову Иоанна Предтечи Иродиаде, 1886 (материалы портала Artinvestment.ru)

Автор статьи благодарит читателей за внимание и терпение.

__________________________

© В.А. Агранович, текст

Фото - из открытых источников