Часто в комментариях отмечают, что Саша хорошо для своего возраста разговаривает и нередко появляются вопросы: «как занимаюсь?»
К своему большому удивлению, обнаружила, что не писала статью об этом.
Итак. Во-первых, считаю, что большую роль здесь играет генетика и индивидуальные способности малыша. Знаю случаи, когда малышом активно занимались и всячески пытались разговорить. Использовали развивающие игры, занятия с логопедами... Как результат — мальчик/девочка сказали свои первые слова всё равно только тогда, когда были к этому готовы. И знаю ситуации, когда родители особо не заморачивались, а ребёнок сам взял и заговорил.
Я за то, что если не было патологий во время беременности и малыш здоров, лучше не вмешиваться в его развитие дополнительными стимуляторами. Любви и внимания мамы достаточно. По крайне мере, до 3-х лет.
В жизни Саши развивашки появляются исключительно по её инициативе. Только когда я вижу её заинтересованность или предрасположенность к какой-нибудь игре. Тогда, конечно, покупаю и занимаюсь с Санюней. В том числе и для развития речи
В общем, отвечаю всем тем, кто спрашивал как и что помогло!
№1. Путешествия
Безусловно, переезды и путешествия влияют на развитие ребёнка. И на речь в том числе. На мой взгляд, это первое, что нам помогло. Поездки расширяют кругозор. Малыши впитывают окружающий мир, как губку. Когда дети наблюдают незнакомые места, у них появляются новые интересы. Они начинают больше интересоваться внешней средой. В итоге обогащается не только эмоциональный опыт, но и словарный запас.
Мы с Сашей много путешествуем. И за рубеж, и за город. В нашей семье есть правило: каждые выходные мы куда-то ездим.
№2: Диалог
Второе, что нам помогает в речи — общение. Для меня это важно. Я разговаривала с Сашей всегда. И во время беременности, и с первых дней её рождения. Некоторые психологи говорят, что это бессмысленно. Но у меня свои ощущения на этот счёт))
Да, когда говорила с дочкой сразу после её рождения, меня вёл инстинкт матери. Я отдавала себе отчёт в том, что Саша ничего не понимала в тот момент. Но мне очень хотелось так делать!
Когда дочка стала более осознанной, и сказала свои первые слова, я не могла поверить и радовалась тому, что это произошло так рано. Потом Саша стала изучать мир. Она показывала пальцем на шишку или окошко, и я объясняла ей, что это такое.
Сейчас у нас этап почемучки — 25 “почему и зачем” в минуту. Я отвечаю на все 25-ть или спрашиваю у Саши её детское мнение. Т.е. отвечаю вопросом на вопрос, чтобы отдохнуть от ответов и послушать версию Санюни. Диалог очень помогает в развитии речи.
№3: Мелкая моторика
Она хорошо запускает речь. Где то месяцев с 9-ти я давала Саше играться с крупами. Когда дочка была совсем маленькая, она завороженно наблюдала, как я справляюсь с макарошками. Да и в целом, у неё был и есть интерес ко всему, что находится на кухне.
У меня не было специальных игрушек для развития мелкой моторики. Только естественные объекты. Кстати, потом узнала что в методе Монтессори тоже используют крупы.
Я считаю, что основа гармоничного развития — это не вставлять ребёнку палки в колёса. Ограничивать его деятельность лишь в пределах разумного. В детях итак заложена программа на развитие. И чем больше мы будем давать им возможностей познавать мир, куда-то забираться, прыгать, в общем узнавать что-то новое, тем быстрее будет развиваться ребёнок. И тем лучше он будет более подготовлен к жизни без родителей.
А что вам помогало (помогает) в развитии речи?