Найти тему
Tallirr: history, art & teaching

Искусство из Бедлама

"Такое мог написать только сумасшедший". О чем вы подумали увидев эту фразу? "Крик" Мунка? Образы мертвецов с картин Отто Дикса? Гора черепов на "Апофеозе войны" Верещагина? «Сатурн, пожирающий своих детей» Франциско Гойи?

Действительно, многое из мира искусства может ужаснуть и вызвать подобную идею. Но что писал действительно сумасшедший? Что мог отразить на своих полотнах человек, убивший собственного отца и проведший в психиатрической клинике более 40 лет?

Сцена в Бетлемской больнице. Цикл Уильяма Хогарта «Карьера мота», гравюра 8.
Сцена в Бетлемской больнице. Цикл Уильяма Хогарта «Карьера мота», гравюра 8.

Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве Ричарда Дадда, которого считают первым художником Викторианской сказочной живописи.
Прежде всего необходимо объяснить, что такое сказочная живопись: в Викторианскую эпоху началось активное развитие нового вида искусства, большую роль в котором играли образы фей, эльфов и других сказочных существ. Исследователи выделяют разные причины подобного явления: недовольство реалистичностью такого вида искусства, как фотография, желание найти свои корни в сказках и мифах, хотя отмечают, что немалую роль играло повсеместное использование лекарств-опиатов.
Первым художником, работавшим в этом направлении как раз и считается Ричард Дадд (хотя, откровенно говоря, образы фей и эльфов и до того мелькали в английском искусстве).

-2

Так кто же это такой и как художник оказался в знаменитом Бедламе? На самом деле, глядя на описание юного Ричарда невозможно было предположить такое будущее: родители мальчика с детства поощряли его тягу к творчеству, он обучался в Королевской художественной Академии, Ричарду пророчили великое будущее, он был душой компании и даже пользовался покровительством влиятельного мецената, сэра Томаса Филлипса. Что могло пойти не так?
Впечатленный работами юноши, Томас Филлипс решил взять его с собой в путешествие по Европе и Ближнему Востоку, в котором художник сделал немало потрясающих зарисовок. Однако, в Египте его разум помутился: он начал считать себя воплощением Осириса. Товарищи решили, что это последствие солнечного удара (хотя я встречала информацию о том, что во всем виноваты наркотическое средства, которые молодой художник раскуривал с бедуинами несколько дней напролет). Так или иначе, у юноши начались приступы агрессии, доходящие до того, что он хотел напасть на Папу Римского и был вынужден отправиться домой до завершения путешествия.

Ричард Дадд. Гробницы халифов, Каир, 1843 г.
Ричард Дадд. Гробницы халифов, Каир, 1843 г.

Несмотря на предупреждения врача, утверждавшего, что Ричард не в себе, родители отец решил не помещать его в клинику, а дать юноше отдохнуть дома, под присмотром родных. Результатом этого решения стало то, что Ричард убил своего отца, бежал во Францию и напал с ножом на одного из путешественников.
Ричарду повезло: в Бэтлемской лечебнице (более известной как "Бедлам") были весьма комфортные условия, ведь больным давали свободу творчества. Именно в лечебнице художник написал самое известное свое произведение: "Мастерский замах сказочного дровосека". Эту картину воспели сэр Терри Пратчетт и группа Queen.

Ричард Дадд. "Мастерский замах сказочного дровосека", 1855−1864 гг.
Ричард Дадд. "Мастерский замах сказочного дровосека", 1855−1864 гг.

Прежде всего, говоря об этом полотне, следует отметить, что работал над ним Ричард Дадд примерно 9 лет и оно осталось, как считается, незаконченным, ведь на основной фон художник наносил крошечные детали, работая при помощи увеличительного стекла, собирая полотно кусочек за кусочком. Именно эта незаконченность, пустота одного из углов, и дала возможность Терри Пратчетту поместить туда Нак Мак Фигла в одном из своих произведений.

Следует сказать, что однозначной трактовки данного полотна и его деталей на данный момент не встречается, есть сведения, что Ричард Дадд специально написал стихотворение, при помощи которого необходимо трактовать эту работу, однако найти сам текст мне не удалось.
Интересно расположение персонажей: мы можем разглядеть лицо каждого, кроме главного лица - дровосека. Многие исследователи утверждают, что в качестве главного героя художник изобразил самого себя.

-5

Большинство образов, несмотря на то, что мы можем их рассмотреть, на данном полотне довольно общие и малоузнаваемые, кроме двух персонажей в верхней части картины: Оберон и Титания, король и королева фей. Надо сказать, что эти персонажи более всего знакомы нам по произведению Уильяма Шекспира "Сон в летнюю ночь", а так как известно, что сам Ричард Дадд очень любил его произведения и писал немало картин на сюжеты, описанные у Шекспира (например, "Спящая Титания" или "Спор: Оберон и Титания"), мы можем предположить, что и данное полотно является отсылкой к великому драматургу.

-6

Основываясь на этом, многие искусствоведы утверждают, что объект, который должен разбить дровосек является орехом, из которого необходимо создать колесницу для королевы Мэб. То, что именно такой транспорт необходим для нее, указано в монологе Меркуцио:

"Из скорлупы ореха - колесница,
Сработана иль белкой-столяром,
Или жучком-точильщиком, давнишним
Каретником у фей."

Тем не менее, загадочный объект больше похож на яйцо какого-то таинственного существа, которое никто и никогда не увидит, ведь основной сюжет картины - ожидание. Вот она та тонкая грань между "сейчас" и "никогда". Интересно то, как художник разместил центр композиции, ведь в самом центре полотна нет ничего, центр расположен на траектории движения топора, весь акцент на действии, которого нет и никогда не будет.

-7

Об искусстве, с любовью,
Tallirr.
#Tallirr_об_искусстве.