Найти в Дзене
Vert Dider

Мы поучаствовали в выходе книги «Иммунитет»!

Хотим представить вам книгу, к переводу которой мы приложили руку. Надо сказать, что и автор, и мы считаем, что работа над ней на каждом этапе далась нелегко: тема совсем не простая, а ведь в основе этого труда лежало желание показать, насколько великолепно устроена одна из важнейших систем человеческого организма

Создателя канала
Kurzgesagt Филиппа Деттмера долгие годы занимала иммунная система. И вот, наконец, интерес, который проснулся у него ещё во время учёбы, о канале тогда и речи не шло вылился в целую книгу.

Иммунная система уступает по сложности лишь человеческому мозгу. Это одна из старейших и самых важных систем нашего организма, без которой мы бы умерли в течение нескольких дней!  Внутри нашего организма бушует постоянная битва ошеломляющего масштаба, с ее вторжениями, стратегиями, поражениями и благородным самопожертвованием.

Осознавая, насколько тонкие и сложные механизмы защищают нас от внешних врагов, Деттмер всё же решился на попытку описать их простым и красочным языком, а свой рассказ сопроводил иллюстрациями, в стиле которых явно угадывается любимая многими анимация Kurzgesagt. Предлагаем вам почитать фрагмент.


А купить книгу можно по ссылке:
https://www.labirint.ru/books/848694/

Источник: https://www.labirint.ru/books/848694/
Источник: https://www.labirint.ru/books/848694/

Порез

Незначительные действия иногда приводят к заметным последствиям. Простые ошибки — к катастрофическим результатам. Какая-нибудь досадная мелочь по меркам гиганта-человека на уровне клеток превращается в чрезвычайно опасную ситуацию.

Представьте себе: стоит приятный летний день, вы гуляете по зеленым окрестностям. По теплой влажной погоде вы отправились бродить в легких туфлях, а не в приспособленных для прогулки ботинках (ведь в конце концов, вы не по джунглям гуляете, и вообще, вы взрослый человек и сами можете принимать решения). Взбираясь по холму, вы вдруг чувствуете резкую боль. Опускаете взгляд и понимаете, что наступили на какую-то гнилую доску. Длинный ржавый гвоздь впился в подошву. Вы выдергиваете его, жалуясь на весь белый свет и свою горькую судьбу. Но кто ж знал, что так выйдет... и вообще вам не так уж больно. Вы снимаете туфлю, стягиваете носок и видите: ерунда, только немного идет кровь. И идете гулять дальше.

А вот клеткам вашего организма в тот же момент приходится нелегко. Когда гвоздь проткнул подошву, его кончик порвал кожу на большом пальце. Ваши клетки жили нормальной жизнью, и вдруг их мир взорвался. С их точки зрения только что упал огромный металлический астероид. И что еще хуже: он был измазан землей и грязью и населен тысячами бактерий, которые неожиданно для себя оказались по ту сторону непроницаемой для них кожи.

Бактерии тут же расползлись по теплым пещеркам меж клеток, готовые исследовать новую местность и поглощать питательные вещества. Тут-то гораздо лучше, чем в почве! Есть еда и вода, тепло и уют, а соседи — не соперники, а скорее беспомощные жертвы. Бактерии, которые попали под кожу из почвы, не собираются никуда отсюда уходить, и они — не единственные незваные гости. Тысячи бактерий, которые обитали на поверхности кожи и во влаге носка, тоже решили взглянуть на райские уголки, куда судьба внезапно распахнула двери. Какой чудесный для них выдался день!

Ваш организм все это отвергает. Сотни тысяч обычных клеток, его населяющих, убиты, разорванные в клочья инородным объектом, который вдруг обрушился на них с неба, есть раненые, есть встревоженные. И как и бывает при бедствиях, мирные жители кричат от страха, зовут на помощь, паникуют. Сигналы ужаса и страха, остатки погибших клеток и следы тысяч бактерий распространяются по окружающим тканям.

Врожденная иммунная система реагирует незамедлительно. Клетки-часовые появляются на месте первыми. До того они мирно патрулировали округу, но случилось вторжение, и они тут же ринулись туда, где раздаются крики и царит разруха. Это макрофаги, самые крупные клетки человеческой иммунной системы. Макрофаги впечатляют размерами. Если средняя клетка будет размером с человека, то макрофаг — с черного носорога. Как и черного носорога, макрофага лучше не злить. Его задача — поглощать погибшие клетки и еще живых врагов, координировать защиту, помогать залечивать раны. Для этой работы нужно много макрофагов, потому что бактерии стремительно размножаются, и чтобы переломить ситуацию, процессу необходимо быстро положить конец.

В царящем хаосе макрофаги впадают в ярость, какой раньше никогда не испытывали. Через считаные секунды они ввязываются в борьбу с бактериями и отчаянно бросаются на врага — как если бы носорог затаптывал перепуганных кроликов. Очевидно, кролики не очень-то хотят погибать под ногами разъяренного носорога и бросаются врассыпную от огромной мощной клетки. Однако макрофаги умеют вытягивать свои части в разные стороны, как щупальца осьминога, если учуют запах перепуганных бактерий. Хватка макрофага крепка, сопротивляться бесполезно, и вот он живьем поглощает и переваривает неудачливую бактерию.

Источник: https://www.labirint.ru/books/848694/
Источник: https://www.labirint.ru/books/848694/

Но несмотря на безжалостную и мощную защиту, пробоина слишком велика, урон значителен, слишком большая территория открыта врагу. Поглощая неприятелей одного за другим, макрофаги понимают, что в лучшем случае им удастся лишь замедлить вторжение, но не остановить его. Они зовут на помощь — отправляют срочный сигнал тревоги и готовят поле боя к прибытию подкрепления, которое вот-вот подоспеет. К счастью, помощь уже в пути. Тысячи нейтрофилов услышали призыв, учуяли запах смерти и устремились на зов по кровотоку. На месте инфицирования они покидают бурлящий океан крови и бросаются в бой. Их, как и макрофагов, активируют сигналы о нападении, и из довольно спокойных клеток они превращаются в маньяков, жаждущих убийства.

Они сразу же принимаются охотиться и поглощать бактерии, но и с окружающими клетками обходятся не особо трепетно. У нейтрофилов каждая секунда на счету: их оружие не восстанавливается, и всего через несколько часов они погибнут от изнеможения. Поэтому они выжимают максимум и делают все, что могут: они не только убивают врагов, но и повреждают ткани, на защиту которых спешили. Однако им не до мелочей. Благополучие мирных жителей — вообще не их забота, потому что слишком велика опасность от бактерий, которые распространяются по телу, и случайных жертв считать некогда. Вступая в единственную на своем веку битву, нейтрофилы жертвуют собой. Некоторые, например, взрываются, разбрасывая вокруг себя ядовитые сети. Они усеяны опасными химическими веществами, и если в них попадается бактерия, то ей становится сложнее убежать и спрятаться.

А в это время вы... нашли куда присесть, чтобы осмотреть свою рану. На ней появилась тонкая пленочка. Это работа миллионов клеток, прибывших по кровотоку, — тромбоцитов, которые в срочном порядке ремонтируют пробоины и залатывают раны. Они создают нечто вроде липкой сети, в которой застревают сами в компании с невезучими эритроцитами, останавливают кровотечение и создают между раной и внешним миром барьер, который не пускает внутрь новых врагов. Благодаря этому клетки кожи могут начать заделывать огромную дыру в своем мире.

Вы замечаете, что пораненный палец немного отекает, побаливает и стал горячим. Да, неприятно, но в целом ничего интересного, думаете вы и собираетесь гулять дальше. Но вам только кажется, что ничего интересного. То, что вам кажется небольшим отеком, для иммунной системы — часть плана действий. Клетки, которые борются с инфекцией, перешли к главной тактической операции — воспалению.

Это значит, что кровяные сосуды открылись и теплый поток крови пролился на поле боя, как при открытии дамбы заливает долину. Благодаря этому стимулируются и сжимаются нервные клетки, которым совсем не нравится сложившаяся ситуация, и они отправляют сигнал в мозг, который сообщает нам, что что-то не так, — мы поранились.

Это не помогает справиться с сотнями тысяч врагов, уже проникших внутрь, но, к счастью, поток жидкости, вызванный воспалением, доставляет в самое пекло битвы молчаливого убийцу. На бактериях таинственным образом появляются крошечные раны, они начинают дергаться и выплескивать наружу внутренности, чему, конечно, не рады, потому что от этого умирают. С таинственным убийцей мы еще познакомимся поближе, но потом.

Итак, битва в самом разгаре: бактерии умирают, погибают и первые солдаты иммунной системы, миллионы новых спешат им на замену и сносят столько вражеских голов, сколько успеют, а затем тоже погибают. Теперь ситуация может развиваться по нескольким сценариям. В большинстве случаев, если все идет хорошо, никакого другого ущерба организм не получает. Иммунная система истребит бактерии и поможет мирным клеткам залечить раны. Тогда можно говорить о том, что это был крошечный порез, какие случаются довольно часто, и даже задумываться о нем нечего.

Но может реализоваться и другой сценарий, не такой благополучный. Среди вторгнувшихся оказался патоген. Бактерия из почвы, которая способна пережить сопротивление иммунных клеток и быстро размножается. Бактерии — живые существа, и они умеют реагировать на ситуацию. Что они и делают, усложняя задачу защитным механизмам. Иногда самое большее, на что способна врожденная иммунная система, — просто их сдержать.

Тогда приходит черед другой клетке иммунной системы принимать решение. До того она тихо наблюдала за полем боя, отслеживала, что происходит на передовой. Теперь, через несколько часов после катастрофы и попадания инфекции в организм, ей пора показать себя во всей красе…

Напоминаем ссылку, по которой можно приобрести книгу.