Истоки творчества Владимира Титова, русского художника, уже несколько десятилетий живущего в Париже, надо искать в искусстве советского андеграунда 60-х годов прошлого века.
Изображает художник, в основном, городские задворки, помойки, подворотни и их обитателей – босяков, бродяг, пьяниц. Но пишет их он не мрачно, серьезно и критически, а просветленно, с пониманием и по-доброму. Такой парадокс. У его героев жизнь явно нелегкая, нищая, а они на картинах выглядят вполне довольными, добродушными и неунывающими. Русские ли они бродяги или французские клошары - бог весть, они универсальны, они есть везде. Среди этих неприкаянных бедолаг художник иногда изображает и себя и не скрывает этого: называет такие картины "Автопортрет". Да, герой произведения ведет себя неподобающе, но что делать? - такое случается, это жизнь...
Традиция изображать себя в виде подвыпивших гуляк существует в живописи давно, она идет еще от малых голландцев, которые еще в 17 веке добродушно и без доли критики писали бытовые сценки с участием простых крестьян или горожан.
Русские художники-передвижники в 19 веке часто изображали разного рода отверженных: Репин – бурлаков, Перов – несчастных детей, Ярошенко – арестантов. Но здесь велика была доля критики, обличения "свинцовых мерзостей жизни" и никакого умиления и просветления. Направление получило и соответствующее название – «критический реализм».
Художники «сурового стиля» и «нонконформисты» тоже в свое время – еще советское и раннее пост-советское - отдали дань изображению бараков, трущоб и подворотен. Их героями часто становились всякого рода изгои общества – например, инвалиды войны, спившиеся вчерашние герои, не нашедшие себя в мирной жизни. Так что традиция эта в живописи давняя.
Художник Титов не обличает, не критикует, не насмехается и даже не иронизирует. Он просто занимается своим делом, собственно живописью. Исходный материал не слишком благостен, но картины добрые и жизнеутверждающие. Отражая теневую сторону жизни «городского дна», автор по-своему любит своих героев, сочувствует им и даже находит в них странную поэтику. Интересно, что художник частенько в интервью называет себя маргиналом. Почему? Наверное, не только потому, что много лет живет в чужой стране. Но и потому, что маргиналы - это люди, свободные от ценностей общества потребления, а это значит, что они абсолютно свободны. В отличие от большинства людей, слишком зависящих от благ цивилизации, которая заходит все дальше и дальше в тупик. И, возможно, они чаще, чем другие, общаются с симпатичными ангелами, а ведь это прекрасно, даже если общение происходит на мусорке.
Что касается живописи Титова как таковой, то по стилю она близка экспрессионизму, но экспрессивная по форме, она лишена агрессивности, напора, резкости, она тонкая и артистичная. Известный искусствовед Александр Боровский справедливо отметил, что да, Титов рисует изнанку бытия, но это тоже жизнь, и она не хуже любой другой, и видно, что художник погружается в нее с удовольствием.