Найти тему
БелГУ Пегасий

Гнали уголовников в атаку и стреляли им в спину – о(б)суждаем чёрные мифы о знаменитом приказе №227 «Ни шагу назад»

Оглавление

80 лет назад – 28 июля 1942 года – Наркоматом обороны СССР был принят знаменитый приказ №227 «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций».

В широких кругах он более известен как приказ «Ни шагу назад». Документ за подписью И.В. Сталина стал жертвой, пожалуй, наиболее гнусных очернительных мифов и необоснованных обвинений. Шутка ли – этот приказ даёт начало существованию штрафных рот и батальонов, также он регламентировал формирование пресловутых заградительных отрядов.

Сейчас обстоятельно поговорим о том, в каких условиях родился этот приказ, чем занимались заградотряды, и что представляли собой штрафные подразделения Красной Армии.

Лето 1942 года…

В июле 1942 года Советский Союз пребывал, мягко говоря, в весьма неустойчивом положении – победа над врагом в битве за Москву, безусловно, стала важным событием, однако о «коренном переломе» в ходе войны ещё речи быть не могло.

Нацисты и их союзники оккупировали значительные территории, прочно удерживают блокаду Ленинграда, а также развивают масштабные наступательные операции на южном направлении. Уже началась Сталинградская битва, разгорелась битва за Кавказ, 4 июля, после 250 дней героической обороны был сдан Севастополь.

Исход войны отнюдь не был предрешён, судьбу советского народа, судьбу всего человечества ещё предстояло определить в жесточайших сражениях. И потому очень многое зависело от морального состояния и боевого духа солдат и командиров. Хотя Красная Армия и оправилась от неудач и поражений первых месяцев войны, моральная устойчивость некоторых воинских частей в условиях длительных отступлений после горького опыта котлов оставляла желать лучшего.

И именно целям поднятия боевого духа, пресечения пораженческих настроений и ужесточению дисциплины послужил пресловутый приказ №227, вошедший в историю по главному призыву в тексте:

Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв.
Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности.
Наша Родина переживает тяжелые дни. Мы должны остановить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы это нам ни стоило. Немцы не так сильны, как это кажется паникерам. Они напрягают последние силы. Выдержать их удар сейчас – это значит обеспечить за нами победу.

Штрафные части

На свою беду включили вы телевизор на День Победы и имеете неудовольствие лицезреть современный фильм о войне. В атаку на немецкие позиции идут хилые интеллигентики в пенсне и очках, прорва уголовников в полосатых телогрейках, седовласый белогвардеец с орденами Св. Георгия на груди и священник с крестом и кадилом наперевес (чтобы у атакующих было + 100 очков к урону, не иначе). Опционально, в зависимости от запроса на полиэтничность, их могут поддерживать два-три боевых бурята – супер-снайперы, для которых глаз белки и туша слона примерно одинаково лёгкие мишени.

Ещё этот в лучшем случае вооружённый через одного «сброд» атакует в плотном строю и непременно в лоб, прямо на пулемёты. Атака этой престранной публики захлёбывается, горстка уцелевших «клоунов» отступает обратно в шапито расположение части.

Постер одиозного сериала «Штрафбат» - неполживость, возведённая в абсолют!
Постер одиозного сериала «Штрафбат» - неполживость, возведённая в абсолют!

Поздравляю, вы только что наткнулись на очередную недосинему о штрафбатах! А теперь в целях исторической справедливости и восстановления пошатнувшейся от увиденного психики поговорим об исторически достоверных штрафных подразделениях Красной Армии.

«Сформировать в пределах фронта от 1 до 3 (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины

сформировать в пределах армии от 5 до 10 (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной».

Во-первых, сразу становится очевидным крайне скромный масштаб явления – штрафбаты и штрафные роты были просто каплей в море на фоне общей численности РККА.

Даже если взять максимально возможные числа – выходит 2000 тысячи бойцов штрафных рот в пределах армии. Армия – это в среднем 3-4 корпуса или 7-12 дивизий, что-то около 100 тысяч человек. Три батальона в пределах фронта? Ещё лучше, – речь о, максимум, 2400 штрафниках на несколько армий.

И говорить о том, что победа досталась ценой крови исключительно штрафников – лживо, цинично и в корне несправедливо.

О личном составе штрафных частей также в приказе говорится недвусмысленно – роты комплектуются рядовым и младшим командным составом, батальоны – из «средних и старших командиров и соответствующих политработников».

То есть никаких уголовников, священников и прочих хрестоматийно-нелепых персонажей в штрафных подразделениях по определению быть не может – только осужденные за различные преступления военнослужащие, которыми командуют обычные офицеры, ни разу не штрафники, как это показано в клеветническом сериале «Штрафбат».

При этом постоянного состава у штрафных подразделений не было, в случае ранения, особых боевых заслуг или истечения трехмесячного срока службы, штрафники возвращались в родную часть, порой ещё и с наградами.

Заградотряды

Но вернёмся к нашим уголовникам, «тиллигентам» и боевым бурятам! Возвращаются они из атаки, редкими цепями бредут к окопам, а их в кровожадно людоедском порыве встречают веселые, сытые и румяные граждане в синих фуражках! Да не просто встречают, а задорно косят из автоматов и пулемётов!

Людоед приготовился истреблять солдатушек – кадр из всё того же «Штрафбата».
Людоед приготовился истреблять солдатушек – кадр из всё того же «Штрафбата».

А это, как нетрудно догадаться, были заградительные отряды – сборище палачей и садистов, которые прям кушать не могут без массовых расстрелов.

Приказ №227.
Приказ №227.

Снова статистика – «пределы армии», как уже выяснили, это около 100 тысяч человек. Заградителей по простой арифметике на армию выходит не более тысячи. Очевидно, что на всю протяжённость фронта и тыл решительно всех частей РККА никаких заградотрядов не напасёшься. Уж тем более, не напасёшься красноармейцев, если всех и вся по поводу и без него расстреливать.

Есть ещё один немаловажный нюанс, о котором часто забывают, – заградительные отряды НКВД появились ещё в 1941 году, задолго до приказа №227. 27 июня 1941 г. была создана директива 3-го управления Наркомата обороны СССР «О работе органов 3-го Управления НКО в военное время».

И среди прочих задач, которые ставятся перед «кровавыми чекистами» значится пункт «Борьбы с дезертирством». Для решения этой задачи предлагается:

«Организация подвижных контрольно-заградительных отрядов на дорогах, железнодорожных узлах, для прочистки лесов и т.д., выделяемых командованием, с включением их в состав оперативных работников органов Третьего управления с задачами:
а) задержания дезертиров;
б) задержания всего подозрительного элемента, проникшего на линию
фронта;
в) предварительного расследования, производимого оперативными работниками органов Третьего управления НКО (1-2 дня) с последующей передачей материала вместе с задержанными по подсудности».

То есть заградотряды должны были контролировать важные пути сообщения, выявлять дезертиров и потенциальных шпионов/диверсантов и осуществлять расследование!

В течение 1941 года через заградотряды прошло свыше 600 тысяч человек, из которых более 95% просто направлялись обратно в воинские части. Фактически заградотряды не только решали нетривиальные задачи по пресечению паники и стихийного бегства, но и упорядочивали отступление, прикрывали тыл в прифронтовой полосе, являлись резервом командования «на крайний случай» и сами вступали в бой.

Стоит добавить, что аналогичные подразделения существовали у большинства стран-участниц Второй мировой войны, а также с некоторыми оговорками функции заградотрядов в современных армиях выполняет военная полиция. И на этом можно ставить точку.

Спасибо за внимание!

#история

#наука

#интересныефакты

Материал подготовил аспирант историко-филологического факультета НИУ «БелГУ» Андрей Хлапонин.