Интернет был лишь одним из многих экспериментов по проектированию сетей, предпринятых в 1970-х годах. Впервые я использовал его в 1979 году, когда он уже использовался несколько лет, только несколькими университетами и технологическими компаниями. Это было примерно за 13 лет до того, как он был выпущен для публики; и после этого потребовались еще годы разработки, прежде чем стало минимально безопасно использовать его для таких важных вещей, как домашнее банковское обслуживание и электронные платежи. На самом деле последнее вообще жизнеспособно только потому, что существуют ежедневные лимиты на снятие средств, банки и платежные системы следят за подозрительными действиями, а мошеннические переводы могут быть отменены.
Итак, это одно большое различие между Интернетом и биткойном: Интернет не должен (и не должен) доставлять каждый пакет безопасно и своевременно, чтобы быть чрезвычайно полезным; тогда как каждая биткойн-операция критична, а каждая ошибка или мошенничество имеет необратимые и потенциально дорогостоящие последствия.
Еще одно большое отличие заключается в том, что Интернет — это просто пассивный канал передачи данных, поэтому данные можно легко обменивать между ним и любым другим сетевым протоколом (таким как Ethernet, WiFi, телефон, телевизионный кабель и т. д.). Принимая во внимание, что биткойн — это закрытая система: нельзя перемещать монеты (или ценность, которую они представляют) в другой совершенно другой криптопротокол — или даже в другой независимый блокчейн с точно таким же протоколом. Таким образом, в то время как Интернет может естественным образом интегрироваться и действительно интегрируется с другими сетями, биткойн не может интегрироваться с другими криптомонетами. Ведь для того, чтобы «полететь на Луну», надо вытеснить их с рынка.Еще одно важное отличие заключается в том, что Интернету не требовались какие-либо специальные механизмы для децентрализации — за исключением DNS и (намного позже) системы сертификатов, которые должны были быть в значительной степени централизованы, чтобы вообще работать. В то время как биткойн, чтобы быть полностью децентрализованным, нуждается в чрезвычайно дорогом протоколе майнинга PoW, который может иметь фатальный недостаток (он приводит к концентрации мощности майнинга в нескольких руках).Биткойн может включать в себя *некоторые* хорошие функции конкурирующего протокола, но не все. Подумайте: что мешает Linux включить в себя все хорошие функции Windows и MacOS? Даже небольшое изменение в биткойн-протоколе, такое как увеличение размера блока, встречает сопротивление со стороны многих разработчиков и станет нетривиальной проблемой для всех клиентов. Биткойн не сможет включать в себя более радикальные функции, которые изменяют семантику протокола или несовместимы с функциями, которые считаются для него важными.
Более того, разработчикам и пользователям некоторого программного обеспечения X требуется много времени, чтобы осознать, что определенную особенность конкурирующего программного обеспечения Y стоит использовать. Обычно это происходит только после того, как Y забирает большую часть рынка X; но к тому времени обычно уже слишком поздно адаптироваться. Предположим, что BetterCoin использует дерево блоков вместо цепочки блоков, например, или работает с балансами адресов вместо UTXO: как Биткойн может перейти к этим функциям в процессе? Подумайте обо всех биткойн-сервисах и приложениях, которые сейчас полностью зависят от текущей структуры цепочки блоков...
Что касается первоначальной цели биткойна: где Сатоши написал, что блокчейн, который он запустил в 2009-01-03, был **не** просто экспериментом, а ТЕМ блокчейном, который однажды будет содержать все деньги мира? Открытие Интернета для широкой публики после ~ 15 лет опыта работы с ограниченной, разбирающейся в компьютерах публикой было явным решением, широко обсуждаемым и публично объявленным. Было ли подобное решение и объявление об открытии Биткойна для широкой публики, приглашая людей, не владеющих компьютерами, вкладывать в него свои деньги?
Я считаю, что вместо Интернета более подходящей аналогией с биткойном является первый самолет, найденный братьями Райт. Люди давно работали над проблемой создания летательного аппарата тяжелее воздуха, и братья считали, что у них есть жизнеспособное решение. Их цель при создании первого самолета состояла в том, чтобы просто доказать, что их решение действительно способно летать, и не более того. Они, конечно, не собирались строить машину, которая могла бы перевозить пассажиров через океаны и сбрасывать бомбы на артиллерийские эскадрильи. Все остальные пионеры авиации, пытавшиеся сделать то же самое в последующие годы с различными конструкциями, также не собирались этого делать. Не знаю, удосужились ли они сказать «это всего лишь эксперимент», но, очевидно, им это было не нужно.
Я рассматриваю биткойн как компьютерный эксперимент, потому что он выглядит, пахнет, ходит и крякает как один. Его основные параметры (такие как размер блока, частота блоков, график деления вознаграждения пополам и т. д.) и некоторые структурные особенности (такие как ограниченный запас, использование цепочки блоков вместо дерева или какой-либо другой эффективной структуры данных и т. д.) хорошо для эксперимента, потому что это были самые простые варианты, которые сработали; но они не подходят для глобальной системы электронных платежей и инвестиций. Опять же, некоторые из этих вариантов могут быть исправлены, а другие нет.
Я даже не знал о биткойне в 2009 году, но из того, что я читал, я полагаю, что большую часть того года он был делом компьютерных гениев, которые интересовались им именно из-за его ценности как технического эксперимента. Только позже, в 2010 году или около того, другие люди, не владеющие компьютерами (такие как либертарианцы и торговцы наркотиками), решили, что биткойн в его нынешнем виде удовлетворит их потребности; и задним числом определил эти потребности как цели биткойна. И только после этого, когда этот спрос подтолкнул цену вверх, ее цель снова была определена как надежное вложение и как схема быстрого обогащения без работы. Является ли мое прочтение истории неверным?
Кажется, что каждый представляет себе Сатоши таким же, как он сам: либертарианцы считают его поборником своего дела, наркоманы видят в нем помесь святого Ульбрихта и Эйнштейна, мошенникам — умнейшего Понци, бизнесменам — финансиста. гений... Само собой разумеется, я считаю, что он ученый-компьютерщик. Я предполагаю, что он в восторге от того, что его эксперимент работает так долго, и он должен быть рад, что им злоупотребляют (поскольку цель как раз и состоит в том, чтобы проверить, выдерживает ли протокол серьезные злоупотребления). С другой стороны, он должен быть немного обеспокоен вредом, который злоупотребление уже причинило и может причинить, если цена действительно упадет. И его должна беспокоить концентрация майнинговых мощностей: такое развитие событий было явно неожиданным и может означать, что протокол еще не совсем работает.
На мой взгляд, попытки продвигать биткойн как средство инвестиций и платежей для широкой публики в лучшем случае ошибочны. Это похоже на то, как если бы либертарианцы в 1908 году начали покупать копии «Флайера-1» Райта, надеясь, что это позволит им избежать тирании и налогов правительства, а также непомерных цен на железнодорожные билеты (и утверждали, что «Флайер» был разработан для этих целей). ). Или если бы контрабандисты использовали его для перевозки контрабанды через мексиканскую границу. Или если какой-нибудь спекулянт купил тысячи Flyer One, а затем попытался продать их широкой публике в десять раз дороже первоначальной цены, утверждая, что самолет станет чрезвычайно ценным, потому что люди скоро будут использовать их вместо лошадей и поездов. Или если другой предприниматель запустил IPO для межконтинентальной авиакомпании с парком из 100 самолетов Flyer One,
Биткойн — это не «бета-версия» и даже не «альфа-версия». Эти термины относятся к этапам окончательной реализации продукта, который должен быть доставлен клиентам; а биткойн это не то. Это даже не «прототип», а грубая реализация, призванная дать представление о том, как будет выглядеть реальная реализация. Это всего лишь эксперимент, целью которого является проверка конкретного решения конкретной подзадачи. Расстояние от него до реального продукта такое же, как расстояние от Flyer One до первых пригодных к использованию самолетов: чтобы преодолеть это расстояние, нам нужно еще много дополнительных улучшений и пара гениальных изобретений.
Я не говорю, что «биткоин не следует использовать, потому что это просто эксперимент». Я ненавижу, когда вижу, что биткойн позиционируется как инвестиция, а потому, что его цена абсолютно непредсказуема ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе. Это лотерея с неизвестными коэффициентами и призами. «Продавать» его пенсионерам и некомпьютерным типам в качестве страховки от инфляции или заявлять, что его стоимость будет продолжать расти, как это происходило в прошлом, — это мошенничество в чистом виде.
YouTube есть видео от мая 2014 года, в котором несколько десятков биткойн-профессионалов и гуру просят спрогнозировать цену BTC к концу этого года. Лучшим выстрелом стала женщина, которая угадала 600$ (тогда цена была ~450$). Все остальные «эксперты» гадали намного выше — 2000, 5000, 10000 долларов и более. Больше огорчает не то, что они ошиблись, а то, что (а) их догадки были настолько разрозненными, (б) они не могли обосновать свои цифры никаким логическим аргументом, и (в) они до сих пор не могут объяснить, почему цена упала до вместо 330$. Если бы они публично делали такие необоснованные прогнозы в отношении обычных акций, SEC, вероятно, привлекла бы их к ответственности...
Вообще-то я знаю, почему с января цены в основном падают, и знаю, что они тоже знают, но они не могут этого сказать, потому что это разрушит их бизнес.)
Если люди хотят использовать биткойн в качестве замены кредитным картам (или для внутридневной торговли на биржах, что я считаю странным видом азартных игр), это их проблема, и я не имею права или интереса критиковать. Помимо незаконных платежей и уклонения от уплаты налогов, я полагаю, что биткойн может даже иметь преимущества в некоторых случаях, таких как предоплата отелей и авиабилетов за границу. Для других целей преимущества, похоже, не стоят недостатков, таких как отсутствие защиты прав потребителей. В любом случае, неудивительно, что биткойн не получил широкого распространения в качестве основного метода электронных платежей: он не был предназначен для этого.
С тех пор, как я присоединился к bitcointalk, а теперь и /r/bitcoin, меня обзывали всеми неприятными словами, которые вы только можете себе представить — от баткойнера до умственно отсталого, паразита, фашиста и так далее. Но я всего лишь скептик, как и 7 миллиардов других. Единственная разница в том, что я продолжал изучать «феномен биткойна» и даже пытался помочь биткойнерам увидеть то, что видел я; в то время как большинство моих коллег-скептиков потеряли всякий интерес, как только поняли основы. Всякий раз, когда я пытаюсь углубиться в новости и статистику, я неизменно нахожу больше причин для скептицизма — в отношении долгосрочного будущего биткойна и честности этих биткойн-гуру.