Найти тему
Вячеслав Звягинцев

Один "морской охотник" против 18 "Юнкерсов"

Определенные затруднения вызвал у меня выбор третьего рассказа о забытых подвигах русских моряков, вступавших в неравный бой с врагом. Поскольку это должен был быть рассказ из времен Великой Отечественной войны, а в те годы таких подвигов было немало. Например, очень актуально было бы сегодня напомнить читателю о героическом Ольшанском десанте, который, высадившись в марте 1944 года у г. Николаева, разгромил в бою вдвое превосходящие силы нацистов. Но об этом уже написано и рассказано довольно много. Поэтому сделал свой выбор на другом малоизвестном эпизоде той войны, имевшем место в самом ее начале на Северном флоте.

И.А. Кроль
И.А. Кроль

29 июня 1941 года, когда ситуация на Крайнем Севере стала критической, для поддержки огнем корабельной артиллерии наших сухопутных частей, державших оборону полуостровов Средний и Рыбачий, был сформирован и приступил к выполнению боевой задачи отряд кораблей – два эсминца и два катера охранения ("морские охотники").

После того как советские эсминцы серьезно потрепали силы противника, на помощь им пришла немецкая авиация - более двух десятков "Юнкерсов" (Ju-88). Главной их целью и мишенью стал катер МО № 121 под командованием старшего лейтенанта Иосифа Айзиковича Кроля. Едва успев забрать с берега наших корректировщиков огня, экипаж «морского охотника» вступил 30 июня в неравный бой против 18 "Юнкерсов". Избежать гибели от ударов пикирующих бомбардировщиков удалось только за счет большой скорости хода катера и резкого маневрирования.

При этом, моряки вели огонь по врагу из зенитного пулемета, сбив один атакующий "Юнкерс". Потом рухнул в воду второй пикировщик, получивший порцию осколков собственной бомбы, которая взорвалась от касательного удара о корму катера.

Малый охотник типа МО-4
Малый охотник типа МО-4

Когда взрывами на катере было выведено из строя рулевое управление и два мотора из трех, «морской охотник» Кроля продолжал бороться, хотя уже не мог осуществлять маневры.

Командующий Северным флотом контр-адмирал Арсений Головко писал:

"По всем расчетам, по теории вероятности, по всем тактическим и оперативным нормам, этот катер должен был погибнуть. Началась буквально охота за ним. И вот тут-то до конца определились подвижность и увертливость морских охотников, боевая выучка и качества личного состава. Поочередно пикируя на катер, фашисты сбрасывали на него бомбы, предназначенные для эскадренных миноносцев. Маневрируя под бомбами среди разрывов, командир управлял катером при помощи моторов, поскольку рулевое управление вышло из строя, а затем, когда два из трех моторов были повреждены, действовал с помощью только одного мотора: то давал полный ход вперед, то стопорил мотор, то давал задний ход. В течение получаса катер ни минуты не оставался на одном курсе. Не раз и не два он почти целиком выскакивал из воды, подбрасываемый силой взрыва бомб, падавших неподалеку. И ни на минуту люди катера не прекращали вести огонь по нападавшим бомбардировщикам" (А.Г. Головко. Вместе с флотом. М. 1984).

Моряки малого охотника МО-121. Слева направо Б.Н. Векшин, Д.Ф. Рулев, А.П. Михайленко, И.П. Свистунов, Л.И. Панченко.
Моряки малого охотника МО-121. Слева направо Б.Н. Векшин, Д.Ф. Рулев, А.П. Михайленко, И.П. Свистунов, Л.И. Панченко.

Летчики "Юнкерсов» были в бешенстве, они израсходовали свои боекомплекты, но так и не смогли потопить героический катер.

На одном еле работающем моторе и с разбитой кормой катер добрался 30 июня 1941 года до родной базы Владимир.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1941 г. командир катера «МО-121» лейтенант Иосиф Айзикович Кроль, помощник командира лейтенант Александр Владимирович Бородавко и рулевой старшина 2-й статьи Борис Николаевич Векшин были награждены орденами Красного Знамени.

-4