Сейчас сложилось так, что если ты хороший человек — ну, или хотя бы пытаешься им быть — то у тебя не осталось способов как-то защитить свой комфорт, даже если правда и право на твоей стороне. Такой вот переходный период.
Вот, например, едешь ты в автобусе, а туда заходит компания подростков с орущей колонкой. Или к тебе подсаживается пьяный и, дыша перегаром, пытается на тебя завалиться спать. Или ты час стоишь в очереди, а кто-то перед тобой встаёт. Или ты идёшь по улице, а за тобой начинает идти человек. И оскорбления тебе в спину кричать. Или коллега по работе каждое утро делает тебе кофе и ставит перед тобой, хотя ты не пьёшь кофе и постоянно просишь этого не делать. Или другой коллега греет рыбу в общей микроволновке.
Вот и что ты сделаешь? А ничего ты не сделаешь.
Морду бить, да и применять какое-то другое насилие, вплоть до вербального, — уже как-то неправильно. Какой же ты хороший человек, раз кулаками размахиваешь? Или если обзываешься, хамишь и угрожаешь? Ты агрессор и токсик, как минимум. А как максимум, ещё и повестку в суд получишь за нанесение каких-нибудь телесных.
В суд идти, раз мы такие современные? Во-первых, зачастую закона-то нет на нужную тему. Есть негласные человеческие соглашения, как не доставлять друг другу дискомфорта в общественных местах, а закона нет. Ну нет такого закона, который запрещал бы в очередь влезать или непрошенный кофе приносить. А даже если есть закон — или хотя бы внутреннее правило — то ещё пойди им воспользуйся. Нельзя ведь пьяным на общественном транспорте ездить, ну, давай, вызови полицию, может, они автобус перехватят. Даже если мы представим, что действительно вызов примут и бросятся снимать его с автобуса — во что уже верится с трудом — то пока доедут, он уже и слюни на твоё плечо попускает, и до своей остановки доберётся.
Кто-то может сказать, мол, ну можно же договориться. Словами через рот. Сейчас же все на этом настаивают. Некоторые даже рассказывают потрясающие байки о знакомых, которые постоянно вежливы, позитивны, рассыпаются в комплементах — и потому все всегда идут им на встречу. И очереди расступаются, и тётеньки в налоговой в два раза быстрее работают, и ссоры затихают. Я, видимо, недостаточно позитива излучаю, поэтому на моей практике попытки поговорить по большей части выглядят вот так:
— Извините, мне не приятно, что вы так делаете.
— А мне приятно. И чё дальше? (С чего бы твоё мнение важнее моего? — вариант для офиса)
Остаётся надеяться только на общественное порицание. Ну раз нельзя силой, раз нельзя судом, раз нельзя словами через рот — то, может, хоть скажем коллективное фу? Ага, держи карман шире.
Попробуй потребовать выключить колонку, так узнаешь о себе, что ты та ещё цаца, никто тебе не обязан делать хорошо и комфортно, отстань от ребятишек, ишь какая принцесса нашлась, ни пикни ей. Причём высказывать тебе будут те же самые люди, которые секунду назад морщились от громогласного рэпчика.
С пьяными ещё веселее. Можно всю дорогу выслушивать, что ты бездушная мразь, хочешь на мороз выкинуть безвинного человека, а ведь с каждым может случиться, мало ли почему он напился, посочувствовать надо, а не возмущаться. И то, что закон на твоей стороне, вообще никак тебя не спасёт. Ещё и стукачкой, и крысой назовут.
В очередях, как повезёт, иногда, если человек в тупую лезет, то ещё можно поднять коллективный бунт. Но если там слезливая история — шитая белыми нитками — то всё, ну надо человеку, ну давайте пропустим, ну жалко что ли. Я буквально сегодня наткнулась на пост, где дама с довольно большим числом подписчиков, рассказывала, как она очередь обманула: сначала прошла через чёрный ход, уже была на экскурсии, но не может найти гида, потом начала у касс сочинять и на жалость давить. В посте она честно говорит, что лгала, под постом комментаторы восхищаются, какая она находчивая и умная, делятся своими историями, как в очередь влезали. Какая красота, блин.
Знаки внимания от коллеги, несмотря на многочисленные отказы? Харассмент, какой-такой харассмент? Он тебя не трогает, не лапает, работать не мешает, наоборот заботится, внимание оказывает. Радоваться должна, вот дура-баба.
Сердобольный у нас народ, сочувствующий. Сочувствует только почему-то хамам, лгунам и нарушителям общественного спокойствия. Хотя почему почему-то? Это исследованный момент.
Агрессору — хаму, зайцу, пьянице, сталкеру, неважно — сочувствовать всегда легче. Во-первых, потому что он сильный, крутой и часто делает то, что и тебе в глубине твоей чёрной душонки бы хотелось. А во-вторых, потому что ему ничего от тебя не надо, буквально не делай ничего, пройди мимо, закрой уши и глаза.
Если же ты признаёшь, что творится что-то неправильное, то вроде как морально правильно что-то делать, чтобы это пресечь. Может, прям руками из транспорта выталкивать, может, принятие закона пропихивать. А это сложно и муторно — и можно по башке получить. Ну, либо придётся признать, что вот рядом с тобой неправильное творится, а ты стоишь и смотришь. Неприятно.
А в итоге, если ты хороший человек — ну, или хотя бы пытаешься им быть — то у тебя нет ни силы, ни закона, ни общественно поддержки, чтобы как-то побороться за свой покой и покой окружающих. Причём иногда настолько нет, что доходит вплоть до парадокса толерантности. Оптимистичного вывода у меня нет. Но я всегда открыта для вариантов.
А для себя я пока решила, что либо "добро должно быть с кулаками", либо я как-нибудь переживу, что я не хороший человек.
Про добро
4 минуты
32 прочтения
27 июля 2022