168 гв.авиационный полк истребителей-бомбардировщиков, Су-17, Б.Шираки 13августа 1980г. - как сейчас помню - воскресенье. Народ почти весь свалил на озеро, недалеко от городка Цители-Цкаро, а я с двумя звеньями парился на аэродроме по приказу свыше, с группой руководства и командиром полка Бондарик В.Н. Мы должны были парами и звеньями поочередно отработать на полигоне Караязы, где пехота сидела в окопах, а мы с ней взаимодействовали. Параллельно, там же приехала делегация из арабских стран (тогда наш Су-17 или Су-20 и Су-22 усиленно туда продавался) посмотреть на него в действии с боевым применением и зам.командующего по боевой подготовке ген. майор Шубин.
Боевая зарядка по 2хС-24 и пушки по 15 снарядов на каждую. Первый вылет делаю с ведомым Ароновым Олегом. А в то время он еще очень бестолковый был, как ведомый знал одно - крыло сосать, а там хоть трава не расти. Расчет был точно по времени, для подгонки или затяжки круг над аэродромом с расчетными точками ухода для точности выхода на цель.
Первый вылет в 13.00. Запустили и выруливаем по времени. На ВПП подходит время расчетное взлета - нажимаю кнопку радиостанции, чтобы как всегда выдать в эфир: "Выводим, форсаж , пошли!", но вместо этого-гробовое молчание рации и даже не слышу нажатия кнопки. Пробегаю взглядом на соединение ЗШ с шнуром - все ок, канал(только что работал), громкость - на максимале. Немой вопрос. А время взлета прошло. Самое интересное приемник работает-я все слышу, а сказать.... Понимаю, что сдох передатчик - менять самолет (а запасной был предусмотрен) - потеряю минимум 10мин.
Принимаю решение молча лететь (там же высокие гости, как никак). В общем разбег и все молча-только эволюциями, Арон конечно, подотстал чуть-чуть, я попритормаживал, ну, на оценку 4 взлетели. Дальше я начинаю соображать в воздухе, где углы срезать, чтобы над целью по секундам выйти точнее. Надо переходить на канал управления - тоже самое, если передатчик сдох, то на любом канале его нету. В это время Арон получает с земли команду комполка - выйти вперед и вести пару. И он пытается это сделать. Я , ясен перец, сопротивляюсь. В воздухе начинается маленькая коррида по горизонтали - в итоге мы разогнали М=1,0 на высоте 1200м, пошёл конус воздухозаборника. Тут он наконец сообразил и пожаловался РП (руководитель полётов): "А он не дает выйти вперед!" На что РП (ком.апиб) ему отвечает "значит он все слышит, ёпрст..."
Тут и мне легче стало - понял он наконец. А я вперед его не пускаю потому - что знаю-если Арон вперед встанет, я не только цель, я и его потеряю, т.к. он превращается без ведущего в неуправляемую ракету. Идем по маршруту (подлетное время было 22минуты), я все также без связи и пытаюсь эволюциями самолёта привлечь внимание ведомого. Подозвал тормозными щитками и показываю на свои уши (что в летном народе означает - ни хрена не могу сказать - рации амбец) и показываю большой палец, мол слышу зашибись! Арон качает головой — типа, понял (на самом деле, позже выяснилось - понял, что я без связи). Дальше, я показываю ему на его самолёт и на свои глаза (что в летном народе означало - проверь уборку фар). Он опять кивает головой-типа-все ок, командир, я тебя понял!
Надо сказать, что дедушка Арон (он старше меня по возрасту лет на 7-8) от страха при взлете без радиообмена со стороны ведущего, забыл убрать фару. И она от скорости поджалась к фюзеляжу, но все равно видно. И он продолжает полет с фарой. Трижды я его подзывал и трижды просил фары убрать. Но ...бес-по-лез-но. Потом стало горячее, мы подходили к рубежу по времени, и надо было готовиться к пуску.
Завожу пару на боевой курс, все также молча, потому что Арон-пес(!!!) молчит, а у меня нету связи. И так это молча мы валимся с высоты 2500м (там превышение горных целей, кто летал там знает от 150 до 270 м относительно уровня аэродрома). Накладываю марочку прицела на цель, по достижению дальности 2200м нажимаю боевую кнопку. С-24 не сходят, а у нас только один заход на них. Этот дедушка Арон-пес е..ный(!!!) видя , что я не смог пустить, ясен перец тоже не пускает(а как красиво марочка на цели находилась!) Но вот этого я не ожидал... Делаем вывод и падаем с противозенитным маневром за вершины горочек. Проверяю все слева-направо, как учили. Блин, все включено!
Делаем второй заход-думаю, пушек уже не будет. Опять выходим на БК, опять все красиво и повыше. Арон молчит, сволочь, а должен был сказать "На боевом". Подходит дальность пуска-нажимаю... и... ни фуяшечки. Но я жму-до посинения и высоты (чуть выше начал) вывода. Ни хрена. Арон ясен перец -тоже не пускает. Тут уже голос генерала Шубина: "Пачему... епэрэсэтэ... не пускали?!" Тут дядюшка Арон:
- …, а ,понимаете ли - вот ведущий не пускал и я, мол, не могу (т.е. не имею права).
Хотя я в этот раз самолёт чуть в штопор не сорвал - качал его с носа на хвост, да так, что от + 4 ед перегрузка доходила до минус 3 на пикировании, чтобы показать Арону -"Пуск-кай тв..ю м...ть!!!!" Но он, падла..!
В общем опять холостой проход. Шубин орет в эфир-"Паре крайний заход, ведомый- выйти вперед!"
Опять вниз к земле и меняемся, чтобы никто не увидел. Такого позора я еще не испытывал сам ни разу. А видать, Шубин дозвонился до командира и выяснил - почему все так происходило. Арон, как стрела арбалета понесся вперед. Я уже думал, что все в норме - цель он два раза видел, не должен был промахнуться. Но как я ошибался! Арон передо мною делает горку до максимум 600 метров(!) высоты и сваливает с диким криком в пикирование-типа "Банзай!!!" "На боевом ...(и т. д.)"! Я вижу, что для пуска - это уже высота вывода и решил, что следовать теперешнему моему "ведущему по-неволе" - это подрыв на своих или его осколках - 100%.
Я решил распуститься и стал набирать недостающую высоту до 2500 м, не теряя при этом Арона из виду. А-а, думаю, все равно у меня не сходят, пусть теперь Арон отличится, может быть. Сверху было видно все как на ладони-дед Арон выстелившись, как охотничий пес, зачуяв наживу, над горочками и пригорками почти в горизонтальном полёте. несется правее цели метров 300 и орет "Пу-у-у-ск!" (я про себя-мама!!! - это нам всем пипеЦ!!!). А сам себе нажимаю на кнопочку "Пуск" - марка прицела давно на цели, держу боевую кнопку и еду тихо по направлению к цели. А впереди и справа на подстилающей поверхности летит Арон и две залповые струи дыма от его С-24 по логарифмической кривой понеслись в землю.
Голос Шубина:
"Ку-д-д-аааа, е-п-р-с-т-?!"
Его голос еще в эфире висит и тут у меня сходят ракеты!
- А...УЕТЬ!!!
Но мои хоть цель накрыли, и при этом внимание от дядюшки Арона отвлекли. Вслед я слышал голос генерала Шубина: "Да я вас,… да вы у меня.. .да, мля расстреляю за капониром(потом понял, что сморозил глупость и поправился) из рогатки!"
Приходим домой, Арон так ничего и не понимает и продолжает лететь с выпущенными фарами. И я уже от нечего делать начинаю его учить молча понимать эволюции самолётаи жестикуляцию ведущего, особенно то, что касается выпущенных фар. Думаю - ведь все равно сейчас таких 3,14 дюлей получим - мама не горюй! Обычно, после задания, мы всегда молча заходили на роспуск - 50 метров, ну и всем понятно, что задание выполнено на "отл".
А тут - блинчиком, на высоте 1500 в малый круг, роспуск и на посадку. Потом к командиру на вышку - все рассказываю, - а он ухохатывался от действий Арона, и как я им пытался эволюциями руководить. Потом, через час был еще один вылет звеном, я поменял самолёт. Ну тут мы от души порезвились, все вышло отлично. На обратном пути я всех завел через озеро, где народ резвился на предельно малой высоте, ну и на роспуск уже как учили старшие товарищи. Даже генерал Шубин сменил свой гнев на милость.
И я счёл , что вся неурядица по первому залету вышла из-за воскресенья (тогда никто по воскресным дням не летал) и еще - в 13.00!
Беленин Павел Евгеньевич, выпускник ЕВВАУЛ 1975 г.
Читатели рассказывают. История от Беленина П.Е. про воскресный вылет на полигон
28 июля 202228 июл 2022
13,7 тыс
6 мин
102