Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Забытый подвиг. Как на протяжении 65 лет замалчивался героизм экипажа летчика Протасова

Оглавление

Великая Отечественная война – время подвигов. Одни широко известны, герои достойно награждены, память их увековечена в граните, названиях улиц, они навечно зачислены в списки воинских частей или являются Почетными гражданами городов. Другие же, совершившие не менее значимые подвиги, до сих пор остаются малоизвестными, не награжденными, а подчас, по истечению стольких лет по окончании войны, и забытыми… Прискорбно, но факт.

Анатолий Протасов
Анатолий Протасов

На рассвете 22 июня 1941 года с аэродрома у белорусской деревни Черлена, что в Мостовском районе Гродненской области, подвергшегося массированному налету немецкой авиации, сумели взлететь лишь бомбардировщики Пе-2 одного авиационного звена, ведущим был командир авиационной эскадрильи 16-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (СБАП) капитан Анатолий Протасова. И его экипажи не дрогнули, приняли неравный бой (а в налете на аэродром, по разным оценкам, участвовало до 50 немецких истребителей и бомбардировщиков!), проявив мастерство, героизм и готовность к самопожертвованию. Анатолий Протасов тогда сумел сбить одного, а затем таранным ударом уничтожил другого фашиста. А ведь их асы так кичились победами в небе всей Европы.

Это был первый воздушный таран в истории начавшейся тогда Великой Отечественной войны, совершенный на бомбардировщике. Теперь нам известно о 636 воздушных таранах, на счету же летчиков-бомбардировщиков («бомберов», как их звали на фронтах Великой Отечественной) их всего 18.

И первым был экипаж капитана Анатолия Сергеевича Протасова, подвиг которого оставался практически неизвестным вплоть до 2006 года…

О подвиге экипажа Протасова и трагедии 16-го скоростного бомбардировочного авиаполка

Принявший командование 11-й смешанной авиационной дивизией подполковник Гордиенко, получил донесение о том, что большая группа самолетов противника идет курсом на аэродром у Черлены.  На их перехват Гордиенко поднял звено истребителей 122-го истребительного авиационного полка, вернее, всё, что от него осталось. Но это не спасло положение. Порядка 50 немецких самолетов достигли черленского аэродрома. Застигнутые врасплох летчики, базировавшегося там 16-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, в большинстве своем даже не успели добежать до машин, как на стоянку новеньких Пе-2 и видавших виды, но боеспособных СБ -2 обрушился град бомб.

Разгромленный аэродром
Разгромленный аэродром

Кто виноват в не оповещении авиаполка на аэродроме у Черлены, почему 16-й СБАП не был поднят в воздух по сигналу тревоги и произошла страшная трагедия, когда практически в считанные минуты боевые машины полка были уничтожены немцами на земле?

Сейчас мы понимаем, что это следствие просчетов высшего политического и военного руководства СССР, а также преступной халатности как командующего Западным особым военным округом и его штаба, так и командиров, политических работников соединений и частей. Но что толку сейчас ворошить далекое уже прошлое, когда и общий настрой был, как в песне: «… от тайги до британских морей Красная Армия всех сильней…»?

Важно, чтобы сегодня не могло такое повториться!

Тогда же с черленского аэродрома подняться в воздух удалось лишь звену, которое возглавил командир эскадрильи капитан Протасов.  А дальше произошло почти невероятное для гитлеровцев. Три «петляковых», не успев даже набрать высоту, встретились с повторно заходившими на цель вражескими самолетами, которые надеялись безнаказанно довершить разгром аэродрома. А экипажи капитана Протасов приняли бой!

Плотным огнем сразу из двух «ШКАСов» (Шпитального-Комарицкого авиационный скорострельный–самолетный пулемет) Протасов «срезал» фашистский истребитель Ме-109 и, не прекращая огня, крутым разворотом пошел на головной «Юнкерс». Маневрировать в сутолоке десятков машин и в огне пулеметных трасс было практически невозможно, и самолет Протасова врезался в брюхо Ю-88.  От удара оба самолета развалились в воздухе. Так геройски погиб капитан Анатолий Протасов и его экипаж: штурман старший лейтенант А.Яруллин и стрелок-радист сержант А.Бессарабов.

Неподалеку упали еще две машины: немецкий Ю-88 и второй наш Пе-2 старшего лейтенанта Свинолобова. Некоторые источники утверждают, что Свинолобов тоже таранил фашистский самолет, но подтверждения этому нет. В воздухе погиб и третий наш экипаж.

Были погибшие летчики и специалисты технического состава и на земле: 6 павших и 15 раненых. Оставшиеся же в живых авиаторы 16-го СБАП в тот же день покинули место базирования и ушли на восток, чтобы влиться в воюющие авиаполки.

Так трагически прекратил свою боевую деятельность 16-й СБАП, не оставив и документов о событиях 22 июня 1941 года…

Поворот на Черлену
Поворот на Черлену

Более подробно о трагедии можно прочитать в книге научного сотрудника Института истории Национальной Академии Наук Беларуси, руководителя научно-исследовательской группы военной истории «Рубон» Дмитрия Киенко «Крылья над Неманом» и в материале журналиста, полковника в отставке Николая Качука, опубликованного в газете «СБ. Беларусь сегодня» за 7 июня 2011 года. Причем на ряд моментов у авторов различные подходы и взгляды.

Но то, что утром 22 июня 1941 года на аэродроме под белорусской деревней Черлена произошла трагедия, в результате которой прекратил существование 16-й СБАП, даже фактически не вступив в бой с врагом – это прискорбный факт и тяжелая трагедия.

И то, что лишь многие десятилетия спустя вернулись к нам имена капитана Протасова и его боевых друзей, тоже факт, который не может не радовать.

О возвращении имен капитана Протасова и его боевых товарищей

Произошло это благодаря тому, что на призыв Николая Качука увековечить подвиг экипажа Анатолия Протасова откликнулись небезразличные люди Мостовского района Гродненщины и прежде всего члены районной организации Республиканского общественного объединения «Белая Русь». А их инициатива была поддержана многими жителями и Мостовским районным исполнительным комитетом.

Памятник экипажу
Памятник экипажу

Слева от дороги «Мосты – Гродно», неподалеку от деревни Черлена, в 2016 году был установлен 9-тонный валун с рельефным изображением лавровой ветви, а на лицевой стороне валуна укреплена Памятная доска с текстом: «Здесь, 22 июня 1941 года, совершая таран фашистского истребителя, погиб экипаж бомбардировщика под командованием капитана Анатолия Протасова. Это – первый в истории Великой Отечественной войны и мировой авиации таран бомбардировщиком».

Табличка с рассказом о подвиге
Табличка с рассказом о подвиге

Памятный знак был сооружен по проекту Владимира Пантелеева–гродненского скульптора, председателя Гродненского областного отделения Белорусского союза художников. И был торжественно открыт именно 22 июня в рамках заключительного этапа областной акции «С лампадой Вечного огня».

Выступая на митинге, посвященном открытию памятного знака экипажу Анатолия Протасова, заместитель председателя Мостовского райисполкома Таисия Мурина сказала: «Вместе нас собрала память о трагических и героических днях начала Великой Отечественной войны и людях, которые оказались в самом центре этих событий. Много тайн о тех страшных днях и исковерканных судьбах таит наша мостовская земля. И вот сегодня раскрыта еще одна судьба, увековечен еще один герой».

А я позволю себе поправить, считая, что это памятник тем трем экипажам 16-го СБАП, всем девятерым погибшим в том неравном бою 22 июня 1941 года.

-6

Завершу же краткую зарисовку пронзительными словами из поэмы Роберта Рождественского «Реквием»:

Помните!

Через века, через года,—

помните!

О тех,

кто уже не придет никогда,—

помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно

достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

Владимир Касьянов

Все материалы

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!