Я пишу о людях, чей #образ_отражен_в_искусстве. Илья Репин сделал два портрета Марии Клавдиевны Тенишевой, и в каждом из них она предстает в совершенно разном ключе. И это объяснимо, поскольку разносторонности этой женщины можно только удивляться. На картине 1897 года Репин показал Тенишеву как художницу. Это странный портрет, на котором не видно лица изображенной. Тенишева в черном платье и соломенной шляпке, украшенной цветами, стоит за мольбертом спиной к зрителю и набрасывает портрет какой-то девушки. Модель показана Репиным на заднем плане.
Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.
В мировом искусстве есть подобная картина, она принадлежит Яну Вермееру, который изобразил себя со спины пишущим портрет девушки. Репин, приступая к своей работе, явно держал в памяти шедевр великого фламандца. Тенишева в его картине держится очень уверенно, видно, что она профессиональная художница. Так и было. Мария училась в Париже в Академии Жулиана, занималась живописью, делала акварели и главное — расписывала эмали. Эмалевое дело было ее серьезным увлечением. Можно сказать, что оно возродилось в России благодаря ей.
Помимо этого, Тенишева занималась вокалом и играла в театре. Притом она пела профессионально, ее меццо-сопрано хвалил сам Чайковский. Что касается ее актерских талантов, то они проявились во время ее дебюта в спектакле, поставленном Станиславским.
Однако, Мария Тенишева не посвятила свою жизнь пению и театру. Главным делом ее жизни стала благотворительная и просветительская деятельность. Портрет, сделанный Репиным в 1896 году, показывает ее как светскую даму. Она одета в нарядное голубое платье, но посмотрите, какое целеустремленное и серьезное у нее лицо. Нет, это не обычная светская дама, это человек, у которого в жизни есть благородная цель и смысл.
Первый брак Марии был неудачным, а вот второй, с князем Вячеславом Тенишевым, очень счастливым. Супруги были единомышленниками. Свои силы и деньги они тратили на создание в России условий для культурного и художественного развития детей. Я даже не буду перечислять тут, какие художественные студии, рисовальные школы, обычные школы для крестьянских детей, художественно-промышленные мастерские, клубы для рабочих, музеи они создали. Кроме того, Тенишева финансировала журнал "Мир искусства", материально поддерживала многих художников. Она также коллекционировала предметы русской старины, они стали основой музея в Рязани.
Поразительная была женщина.
#искусство #культура #история
Читайте еще на моем канале:
Кто этот виолончелист с портрета Карла Брюллова
Какими Минин и Пожарский представлены в искусстве, помимо известного памятника