Найти тему

Когда педагогу вменяют ответственность за нежелание ребенка идти на урок

Оглавление

Это не про школу, где учащийся вполне себе солидного возраста по своему собственному усмотрению прогуливает урок. И не про его родителей, которые пеняют на учительницу, дескать, это она виновата, что их ребенок на урок идти не желает. Сама виновата - "не смотивировала", не заинтересовала, и вообще уроки у нее скучные и совсем не зрелищные.

Кстати, если что - это был не сарказм. Такие моменты встречаются даже у опытных и титулованных учителей (как моя знакомая учительница биологии). В этих случаях спорить бесполезно. Да и учителю, ну вот что ему делать, чтобы доказать обратное? И стоит ли? Самое интересное, что остальные 28 учащихся класса посещают ее уроки с удовольствием, но это оправданием для учителя не является. Она же не нашла подход к одному конкретному мальчику, который, между прочим, очень даровитый и "учится почти без троек".

Но у нас - не школа

Занятия (кружковые) мы с коллегами проводим в спецучреждении для детей с ОВЗ (чаще - "ментальников"). Следовательно, "завтрашних ученых" среди наших воспитанников - на порядок меньше. Да и занятия в кружках - это не школьные предметы, которые любой человек обязан знать хотя бы на "светло-сером" уровне.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Но... все обычно проходит по такому сценарию:

  1. Дети, учитывая их "особенности" - далеко не все с охотой и "легким сердцем" идут на занятия (любые). Часто - "из-под палки", с воем, кусанием мамы или педагога. Некоторые просто не понимают, чего "из-под" них хотят, другие - пугаются смены деятельности и смены обстановки, а кто-то - просто не привык заниматься хоть чем-то, потому что дома с ним никогда не занимались.
  2. А если маме и педагогу таки удалось заманить ребенка на урок - о, это еще вовсе не значит, что он будет заниматься. Не хочу, не буду, отстаньте! Аааа, вам всё еще непонятно? (ба-ба-ба-бах! - и с рабочего стола реквизит для занятия слетает на пол)
  3. Дальше - звездный выход мамы (ибо педагог не имеет права не то что тронуть, но даже повысить голос и строго посмотреть). Какая-то мама - может рявкнуть и подзатыльник дать. Другая - извинится и уведет ребенка, поняв, что "это - не занятие, а только нервотрепка для троих". Третья - будет обнимать, нацеловывать своего "цыпленочка" и умолять (кстати, таких много).

А я однажды столкнулась с задачкой, от которой совсем растерялась. И не знаю, что бы я сделала, если бы не одно обстоятельство... в общем, все по порядку.

Димочка

Так его мама называла. Мальчик 11 лет, но очень-очень крупный, ростом чуть выше меня (у меня - 150 см). А шириной - полторы меня. У мальчика - частые эпизоды аутоагрессии, а каждое занятие с ним превращается в... (нет, такие слова здесь писать нельзя). Мама с ним не справляется, да еще и на сотрудников обижается, что они не могут взмахнуть волшебной палочкой и исправить Диму.

Время урока с Димой

11.40 - по расписанию. Димы - нет. Но через 5 минут заходит мама:

"Здрасьте! Короче - мой Дима не идет на занятие! Идите - уговаривайте!"

Коллега, соседка по кабинету аж поперхнулась, вот клянусь! Но не пойти уговаривать Диму - все равно что выкопать себе... в общем, нарваться на "начальнический ковёр" без права на последнее слово.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Захожу в игровую...

А там - два воспитателя в 4 руки пытаются его, большого и несущегося, аккуратно поймать и удержать, чтобы получилось мягко и ласково (иначе - нельзя). И в 2 рта пытаются донести до него, как же это здорово - ходить на занятия. Я тоже подхожу и пытаюсь натянуть на лицо добрейшую улыбку, выдавливая из себя: "Пойдем, Димочка".

Объективно: Дима - рычит, вырывая руку из руки воспитателя и бодает ее головой в бок. Мама - стоит у стены, сложив руки аккуратной стопочкой на уровне "кулончика" и снисходительно улыбается. У воспитательницы, которая справа - дергается глаз.

Все-таки, есть кто-то ТАМ!

Судорожно создавая у себя в голове сценарий предстоящего занятия, нетвердым шагом снова подхожу к ребенку. И вдруг...

Па-ба-пам! Внимание! Пожарная тревога! Всем срочно покинуть помещение! Па-ба-пам!

Сигнализация!

О, план и порядок эвакуации детей мы знаем назубок! Воспитатели оперативно пошли выполнять свои инструкции, я - свои.

Мне передали малышей из ближайшей палаты, которых я повела к лестнице, где нас уже встречали ответственные сотрудники, которые направили к нужному выходу. Когда мы с детьми вошли в строй и уже вышли за забор, я увидела, как из дверей чуть ли не силком тащат Диму уже 3 воспитателя. Следом за ними - мама, схватившись за голову.

А что потом?

Нашим "пунктом назначения" является школа, расположенная неподалеку, туда мы и пришли (по инструкции) и ждали, пока там соберутся ВСЕ.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А потом, после "переклички", ко мне подошла мама Димы и сказала: "Ну, видимо, не судьба нам на занятия к вам ходить, давайте мы лучше не будем".

Не могу описать свою реакцию... наверное, "тряска от сильной попытки сдержаться и не показать радости облегчения". И мне за это совсем не стыдно.

А Вам, дорогие читатели, пусть всё удается быстро и легко, и, конечно, с вдохновением!

поддержать автора:

Всегда благодарна Вам за поддержку верными визитами, добрыми лайками и новыми подписками на КАНАЛ

Один урок для педагога, который стоит десяти
Со странностями (будни педагога)26 апреля 2022
Мальчику нет и трех лет, а он уже знает английский язык
Со странностями (будни педагога)22 апреля 2022

#учителяидети #особенныедети #учителяиродители #педагогика #поведениеребенка