Есть такая знаменитая в батальном жанре картина - "Нижегородские драгуны, преследующие турок по дороге к Карсу во время Аладжинского сражения 3 октября 1877 года". Ее чаще всего называют гораздо проще - "Нижегородцы, преследующие турок". Автор - Алексей Кившенко.
Вот она:
Полотно написано в реалистическом жанре в 1892 году, сравнительно недавно после событий, которым посвящено, причем написано с большим пониманием реальной картины того боя. Сцена живая, знаете ли, в нее веришь...
Но если вдуматься, на картине изображен довольно своеобразный эпизод...
Это полотно часто приводят как иллюстрацию к статьям и книгам о подвигах драгун-нижегородцев, а также практически всегда - к статьям о знаменитой шашке-нижегородке, образца 1834 г. Которую называют лучшей рубящей шашкой русской армии всех времен.
На картине, собственно, драгуны ею и рубят. Только есть нюанс...)
Здесь нет боя, как такового. Здесь есть только преследование отступающего противника. Турецкая пехота бежит (далеко ты от всадника убежишь?), а в центре, на переднем плане, драгуны своими знаменитыми шашками рубят... Расчет турецкой конной артиллерии, отстреливающийся из револьверов!
Там орудие. Присмотритесь. Белые лошади скачут в упряжке, а за драгунами видны колеса и ствол небольшого полевого орудия.
Причем пушкари либо не успели отцепить орудие, либо изначально не собирались этого делать. Но с тяжелой пушкой у них не было никаких шансов уйти по пересеченной местности от драгунского эскадрона.
Понимаете, что меня смущает? Конечно, война выбирать не позволяет, но вот художник-то правом выбора вполне себе обладал. И тем не менее, несмотря на все обстоятельства, он предпочел вывести на передний именно такой эпизод.
Не стычку с турецкой кавалерией. Не прорыв или удар драгун во фланг ощетинившейся штыками пехоте. Нет; он предпочел сделать сюжетным центром картины именно этот эпизод.
Если кто не понял - героизма драгун в этом плане как раз-таки мало. Тогдашние револьверы были очень несовершенны, и к тому же стрелять из них на скаку, когда конь под тобой мчится по неровному полю... У них и на стрельбище-то эффективная дальность - метров 20 от силы, а в подобных условиях от револьвера был бы толк только при стрельбе в упор. Что, собственно, мы и наблюдаем. Хотя нет: тел упавших драгун не видно, а видно только, что несмотря на револьверы, турок сейчас порежут на ленточки.
И то - из револьвера надо еще попасть, надо еще сохранить патроны, ухитрившись на расстрелять их до этого. А драгунская шашка безжалостна, и перезаряжать ее не надо.
И револьвером, а хоть бы и пистолетом хрен ты от шашки закроешься. От сабли, впрочем, тоже.
Эпизод действительно насквозь реалистичен - только вот ни о каком особом героизме и уникальных качествах драгун-"нижегородцев" он не свидетельствует. А свидетельствует он лишь об одном: даже в представлении художника конца XIX века шашка в целом, и кавалерия в частности были нужны главным образом для того, чтобы рубить бегущих и почти безоружных.