Найти тему
Исторические заметки

Надгробия средневековой Руси. Часть вторая. "Вилочковый" крест

Оглавление

В предыдущей публикации мы рассмотрели вопрос "солярных" символов на русских средневековых надгробных плитах. В этот раз отдельно хочу рассказать о таинственных "вилочковых" крестах. Текст получился длинный, так что, прошу набраться терпения.

Собственно сабж
Собственно сабж

Наименование, разумеется, условное. Даже мракобесы признают это. Но ведь как-то это изображение надо именовать. Значит будем использовать прижившуюся терминологию. Итак, приступим.

Возня вокруг узоров

Одним из ярких примеров откровенного извращения над здравым смыслом является статья ""Ирминсуль, что ты такое?" на канале Неофициальная история. Я упоминал о ней ранее.

Текст этой статьи наглядно демонстрирует спекуляцию на тему "вилочковых" крестов на среденевековых надгробиях. Орнамент этих плит, действительно человеку незнакомому с символикой средневекового православия, может показаться крайне странным. Этим и пользуются сектанты-альтернативщики.

-2

К примеру, в упомянутой выше публикации этот орнамент трактуется как символ "Ирминсуль", что по мнению автора, свидетельствует о явно языческом происхождении как орнамента, так и самих надгробных плит. Дальнейшие выводы, разумеется, очевидны - Крещение Руси произошло гораздо позже, чем утверждает наука, так как эти языческие артефакты датируются XV-XVI веками. То же самое утверждает и няшка "Исторический вольнодумец", именуя все вокруг "ведическим" и обвиняя историю во лжи.

Справка. Ирминсуль (Irminsuli, Irmins;l)«священное» дерево или ствол дерева саксов, посвященное богу Ирмину, главный объект почитания северных германцев - язычников.

Вот кстати как он выглядит.

-3

Бесспорно имеется сходство между изображением священного дерева и орнаментом на древнерусских плитах. Однако уже на этом этапе можно обнаружить нестыковку, которую альтернативщики упорно не хотят замечать. Я говорю об "эволюции артефакта", о которой когда-то уже писал в другой публикации.

Так вот, относительно средневековых надгробных плит наблюдается очевидная эволюция орнамента и вообще их появления. Сперва - крышка саркофага, затем - имитация крышки и схематическое изображение украшений и конструктива, отсылка к реликвиям христианского мира и так далее. И как так получается, что на более ранних плитах XIII века прослеживается влияние традиции христианского орнамента, а на более поздних, в XVI веке, внезапно всплывает языческий символ Ирминсуль, причем даже не славянский, а древнегерманский?

Впрочем, альтернативщику ответить на этот вопрос - раз плюнуть. Ну например, выдумать катаклизм (потоп?), притянуть за уши какую-нибудь историческую личность и так далее. Главное врать красиво. Как вам например такое:

...хочется задать вполне резонный вопрос, а почему ни кто, не удосужился провести обратную аналогию, что если в германских источниках присутствует упоминание Ирминсуля, то это как раз говорит о том, что те земли славянские. Тем более, если читать внимательно то же описание «Ирминсуля» в Википедии, то мы увидим, что это описание пантеона богов, используемого славянами

О как! Ну что ж, заглянем в Википедию и мы. Открываем и читаем. А потом попытаемся вспомнить - а насколько нам хорошо известен славянский пантеон богов? Ну там, эпос, саги или что-то еще. На худой конец идолы во внятных количествах где? Вопрос достоверности распространенных в наши дни "знаний" о славянских языческих традициях более чем спорный. А данных об этом, кроме как в воображении наиболее "двинутых" неоязычников до огорчения немного.

Потешно, что мракобесы добрались и до этой статьи в Википедии. В самом низу, ниже блока "Примечания" в начале 2022 года появилась приписка

Однако, это одна из версий, этот же символ использовался на могильных плитах славянских погребений вплоть до 17 века, возможно, что саксы заимствовали его у славянских народов.

Писал, очевидно напрочь отбитый адепт то ли ведической Руси, то ли славяно-ариец. Так облажаться могут только подобные персонажи. Очень уж им хочется доказать всеславянское прошлое человечества. С нетерпением жду, когда начнут утверждать, что древние Русы выкопали Средиземное море (простите, но Черное море уже занято), ведь древних египтян славянами они уже назвали.

Итак, что же мы еще имеем. А имеем мы в той статье еще вот это:

Скрин из публикации канала "Неофициальная история"
Скрин из публикации канала "Неофициальная история"

А дальше в статье обозначается даже претензия на систематизацию, ну то есть имитация науки. Автор разделяет надгробные плиты на три типа

  • Собственно изначальные плиты (каноничные, теплые ламповые) с изображением Ирминсуля. без надписей
  • Изначальные плиты с нанесенными на них позднее надписями (гвоздём). Как пишет автор "по мере необходимости брали со склада готовые плиты с орнаментом и подручными средствами, кто как мог, делали на них надписи, а затем эти плиты использовали в качестве надгробий"
  • Продукт карго-культа, поще говоря - поздние подделки. "Спустя какое то время, плиты на складе закончилась, а традиция прижилась и такие плиты стали изготавливать уже специально, сразу с надписью и рисунком, то есть получился самый обычный карго-культ. Причём, если оригинальные плиты, это был природный камень, то сделанные под старину, с красивой надписью, в большинстве своём обычная отливка"
-5

Ну хорош! Я в восторге! Блестяще! Отливка же! Достаем наши конспекты и находим тему про древний бетон на пирамидах. Дальнейшая муть про то, что это и не надгробия вовсе, а крышки древнерусских форм для отливки (снова) чего-то, но чего - непонятно. Как говорится, сгорел сарай, гори и хата. Фонтанирование выводами, домыслами, аргументами. Красота! Вот только несколько выдержек из той статьи, чтобы читатель получил наиболее полное представление о материале:

...О том, что на всей территории Европы, жили славяне, я говорил уже много раз
...изначально это не были надгробия, от слова совсем и орнаменты, выгравированные на них, ни как не были связаны со смертью. Именно поэтому, все древние камни с «Ирминсулем» или разбиты, или использованы в качестве фундаментных блоков, ибо те, кто строил храмы на этих плитах, прекрасно об этом знал.
Таких артефактов всё меньше с каждым днём, так как именно их целенаправленно уничтожают, ибо они прямые свидетели реального прошлого...
Каменная плита, при её изначальном изготовлении, задумывалась как указатель на производстве. Вид орнамента — это техническое назначение получаемого материала
Однако когда прошли годы после часа Х, унёсшего жизни миллионов людей, когда людям было уже не до романтики, то эти плиты стали использовать в качестве могильных плит

Ладно, уговорили, больше не буду. Тех, кто хочет пощекотать себе мозг, милости прошу по ссылке в начале статьи.

А теперь по делу

Так что же это за узор такой? Я знаю как минимум две версии, и обе они однозначно жизнеспособнее той, что предлагает нам канал Неофициальная история.

Якореобразный и буквенный кресты

Взглянем на символические изображения креста в раннехристианскую эпоху

Вот они, под номером 4а. К этому же типу относится и номер 3. Ничего не напоминает?
Вот они, под номером 4а. К этому же типу относится и номер 3. Ничего не напоминает?

-7

Крест “буквенный”

И другие буквы (из разных языков) использовались
первыми христианами в качестве символов креста. Такое изображение креста не отпугивало язычников, будучи для них знакомым. В своем произведении "Христианская символика" граф А.С. Уваров пишет: “
И действительно, как видно из надписей Синайских, буква принималась за символ и за настоящее изображение креста” В первые века христианства важна была, конечно, не художественная сторона символического изображения, но удобство его применения к прикровенному понятию"

В своем Послании Апостол Павел сравнивает Крест с якорем, безопасным и крепким. (Евр. 6:18-19) По слову Апостола -  этот “якорь”, символически прикрывает Крест от поругания неверными. А верным «якорь» открывает подлинный его смысл - Крест, который есть крепкая надежда христиан.

Крест “якореобразный”
Крест “якореобразный”

Крест “якореобразный”

Первоначально этот символ попался археологам на Солунской надписи III-го века, в Риме - в 230-м, а в Галлии — в 474 году. А из “Христианской символики” узнаем, что: “в пещерах Претекстата находимы были плиты без всяких надписей, с одним изображением “якоря

То есть мы видим, что такое изображение символа креста использовалось еще ранними христианами при захоронениях. Впрочем я эту версию считаю лишь "вспомогательной", но не основной.

В своей работе " Русское средневековое надгробие" археолог А. Беляев прекрасно иллюстрирует - каким образом эволюционировал орнамент надгробных плит к этому узору. По его мнению, и я с ней согласен, такой несимметричный узор на плитах появился вледствие довольно банальной необходимости - персонифицировать захоронение.

Ведь умножение одинаковых, “стандартных” плит на некрополе, несмотря на всевозможные способы сохранения воспоминаний о них (записи в синодиках, семейное предание и т. п.) должно было со временем привести к путанице.

-9

Стремление к “утилитарному” разнообразию отвечало, однако, и общей тенденции, первым попыткам выделения индивидуума в социуме, что отражалось всеми формами искусства и культуры эпохи Ивана III и его сына Василия, то есть во время становления Московского государства.

Таким образом ко второй половине XV - первой трети XVI века для дальнейшего развития индивидуального надгробного памятника Руси наметились три пути:

  1. Превращение “основной композиции” в чисто-орнаментальный декоративный узор, с размыванием антропоморфных черт и основополагающей христианской символики и с вероятным выведением потом за рамки церковной культуры.
  2. Дальнейшая индивидуализация антропоморфного изображения на основе средневекового натурализма вплоть до создания резного или скульптурного портрета.
  3. Наконец, трансформация плоско лежащего надгробия в вертикальное, в стелу, при реализации наметившейся тенденции к “подъему” изображения и дальнейшей разработке в пластике традиционных священных сюжетов, прежде всего Распятия.

Однако, на каждом из этих путей стояло свое препятствие.

  1. Полный отказ от дальнейшей индивидуализации надгробия противоречил его основным функциям и поэтому оказался неприемлемым.
  2. Очевидна также стадиальная невероятность для Московской Руси столь раннего движения к более-менее реалистическим изобразительным формам.
  3. Умножению каменных крестов или Распятий препятствовали традиционные представления об их назначении и размещении.
-10

Решение задачи дальнейшей индивидуализации и более полного включения надгробия в контекст церковной культуры, было найдено с помощью отказа от разработки изобразительного начала и введением элемента иной знаковой системы - текста. Одновременно с этим наблюдается и усложнение орнамента, применение более сложных узоров, заполнение кругов "розетками" и тому подобное.

Рисунок сформировался не просто так, а вследствии попытки придания антропоморфных черт изображению. Хоть и схематичному, но имеющему некий смысл. К примеру окружность, заходящая за верхний край плиты, символизировала и голову покойного, и свет Господень, и идею воскресения из мертвых. Окружность в центре, где сходятся три полосы орнамента, символизировала и сложенные руки покойного (на некоторых плитах из-за этой окружности выглядывает изображение свечи), и пряжку пояса. Центральная полоса, уходящая к изножью, во-первых указывала на это изножье, во-вторых разделяла схематичное изображение на "две ноги".

Разумеется это краткое изложение работы Беляева не раскрывает всех тонкостей и подробностей развития орнамента надгробных плит, однако общее представление надеюсь формирует. Рекомендую почитать на досуге )))

С появлением традиции нанесения текста на плиты в первую очередь появилась необходимость расширять поле для него. Поэтому композиция центрального круга, со сходящимися тремя полосами узора, стала смещаться к изножью.

-11

В завершение хочу сказать, что искатели ИЗТИНЫ эту самую истину совершенно не ищут, для них истина - это то что нарисовало им не обремененное знаниями воображение. И пока на этом всё. Спасибо, что прочитали ))

P.S. Друзья, канал канал Исторические заметки выражает признательность каждому, кто оказывает нам помощь в нашем нелёгком деле. Во многом именно благодаря вашей поддержке мы продолжаем публиковаться и радовать вас статьями!

Неравнодушные могут воспользоваться Системой Быстрых Платежей и оказать посильную помощь по номеру +7 902 914 37 00, банк получателя: Яндекс Банк, получатель: Юрий К.

Огромное вам спасибо!

ВНИМАНИЕ! Прежде чем прокомментировать статью, и во избежание недоразумений, пожалуйста, ознакомьтесь с ПРАВИЛАМИ.