Найти в Дзене
Исторические заметки

Надгробия средневековой Руси. Часть первая. Языческий солярный символ?

Уже давно я слежу за такой темой среди различных авторов Дзена как "нехристианские" орнаменты надгробных плит. Солярные символы, "вилочковые" кресты, ведические захоронения и все такое. Разумеется всё это смело записывают в настоящие свидетельства какой-нибудь "ведической" Руси или чего-то другого очень значительного, но спрятанного от обывателя. Вся эта муть относится к разряду сокрытой от народа истинной истории России, а следовательно, является благодатной почвой для зарослей непроходимых джунглей мракобесия и спекуляций. Погрузиться целиком в вопросы религиозной средневековой символики за один заход невозможно. А вот отдельно осветить проблему "нехристианских" орнаментов на средневековых русских надгробиях, пожалуй, нам с вами по силам в рамках одной - двух статей. Как я уже сказал, орнамент средневековых надгробных плит на Руси нередко "искателями правды" трактуют как не христианский, а откровенно языческий (ведический, славяно-арийский - нужное подчеркнуть) что в свою очередь поз
Оглавление

Уже давно я слежу за такой темой среди различных авторов Дзена как "нехристианские" орнаменты надгробных плит. Солярные символы, "вилочковые" кресты, ведические захоронения и все такое. Разумеется всё это смело записывают в настоящие свидетельства какой-нибудь "ведической" Руси или чего-то другого очень значительного, но спрятанного от обывателя.

Вся эта муть относится к разряду сокрытой от народа истинной истории России, а следовательно, является благодатной почвой для зарослей непроходимых джунглей мракобесия и спекуляций.

Введение

Погрузиться целиком в вопросы религиозной средневековой символики за один заход невозможно. А вот отдельно осветить проблему "нехристианских" орнаментов на средневековых русских надгробиях, пожалуй, нам с вами по силам в рамках одной - двух статей.

Как я уже сказал, орнамент средневековых надгробных плит на Руси нередко "искателями правды" трактуют как не христианский, а откровенно языческий (ведический, славяно-арийский - нужное подчеркнуть) что в свою очередь позволяет строить гиптезы о том, что всё в нашей истории не соответствует официальным версиям. Изумленная публика видит фотографии, смотрит видео, читает тексты и начинает яростно требовать - дайте нам другую, настоящую историю! И ей эту историю дают. Очень дают. Дают так, что только шуба заворачивается.

Яркими примерами такой "истины" являются:

А уж сколько всего встречается за пределами Дзена, не перечесть.

С чем мы имеем дело?

А дело мы имеем вот с такими каменными надгробными плитами средневековой Руси, которые укладывались горизонтально над захоронениями:

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Эти каменные плиты постоянно раскапываются археологами в местах бывших некрополей, на территориях монастырей и храмов. Огромное количество таких каменных плит обнаружено в стенах монастырских зданий и много где еще. Большинство из них датируется периодом XIII - XVII вв. Найдено множество и разрушенных камней. Часть из них имеют надписи, другие - без таковых.

Справка. Памятники виде плит появились на Руси скорее всего в XIII веке. Этот факт установлен чисто археологически, никаких письменных доказательств ему нет. До сих пор нет и сколько-нибудь достоверных свидетельств существования плит в домонгольский период. Древнейшие из них вряд ли могли появиться на некрополях Северо-Востока до начала здесь белокаменного строительства в середине XII века. Поэтому следует считать такие надгробия нововведением, самое раннее, второй половины XII — середины XIII века, если не позднейшим

Для построения различных мракобесных теорий достаточно знать, что символ христианства - крест. А уж коли на надгробиях классического креста нет, то и не христианство эти было вовсе. Далее, в общем контуре узора можно углядеть очертания других символов, не относящихся к христианству и снова сделать вывод, что нехристианские это надгробия... А дальше уже рисуй что хочешь! Например, что эти камни сознательно разрушались представителями церкви как свидетельства какой-то другой веры, которую надо обязательно скрыть.

А что же видят в этих орнаментах наши потешные альтернативно одарённые друзья?

Солярные символы.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Знаков, символизирующих солнце, сотни. В большинстве своем это окружности или вписывающиеся в неё символы. Нередко впрочем встречаются и другие вариации, однако окружность - наиболее распространенная форма. Встречается практически во всех языческих верованиях и относится к самым архаичным. Так вот на рассматриваемых нами каменных надгробиях мы обнаруживаем орнамент, похожий на эти самые языческие солярные символы:

Наличие этих солярных символов используется многими спекулянтами как доказательство сильной языческой славянской традиции, существовавшей как в дохристианский период, так и после крещения Руси. Но как в христианском обществе могли использоваться языческие знаки? Этот вопрос задаётся повсеместно, а ответ на него почти всегда один - история нам врёт.

Сами по себе окружности встречаются не на всех надгробных плитах, но явление нередкое. Иногда эти окружности изображены как отдельные части орнамента, а так же присутствуют и вписанные в общий узор. Окружности встречаются уже на самых ранних надгробиях XIII века.

Каменные плиты обнаруженные на участке Успенского собора в Кремле.
Каменные плиты обнаруженные на участке Успенского собора в Кремле.

История вопроса

Чтобы более глубоко понять суть проблемы, стоит обратиться к истории появления традиции надгробных плит.

Дело в том, что надгробные каменные плиты берут свое начало от традиции захоронения в саркофагах, которые накрывались крышкой. Эта традиция берет свое начало еще с античности и была заимствована впоследствии христианским миром. Изначально крышки саркофагов были не плоские, а имели двускатную или четырехскатную форму.

Плоскости скатов украшались различными узорами и надписями, в том числе и окружностями. Впоследствии по ряду причин (например при захоронении внутри храма) крышки саркофагов приобрели плоскую форму, так как нередко стали служить частью пола внутри здания. Но есть и другие варианты, когда крышку украшали статуей лежащего человека. Прекрасным примером этому может служить Королевская усыпальница в аббатстве Сен-Дени (Франция)

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Не обошла традиция захоронения в саркофагах и нашу Русь. С середины XII века в Волго-Окском междуречьи производили упрощенные саркофаги романских типов (которые были распространены в романской Европе), крышки которых оформлялись в виде довольно высоких двускатных кровель или уплощенно-коробовых сводов. Уплощение крышек саркофагов на Руси происходило ровно так же, как и в Европе. Одновременно с этим происходило и упрощение орнаментации.

Таким образом, плоская надгробная плита - это своего рода символ крышки саркофага или её своеобразная имитация.

Отсюда и узор на надгробных плитах. Если посмотреть на орнамент ранних плит XIII века, то увидим продольную осевую линию по центру. Это схематичное изображение двускатной крышки саркофага, как если бы мы смотрели на неё сверху. Процесс упрощения орнамента налицо

Вариации крышек саркофагов
Вариации крышек саркофагов

Мотив "три круга"

Возвращаясь к "солярным" символам на каменных плитах, стоит иметь в виду, что они так же имитируют ранние и более сложные украшения крышек саркофагов, от которых эти самые плиты и произошли.

Проникновение мотива круга в раннехристианское искусство связывают с воздействием декоративных композиций эллинистического Востока (в том числе тканей, резьбы по камню и дереву), где аналогичные элементы, действительно, весьма распространены.

Справка. Традиция оформления саркофагов уходит корнями в позднеантичную эпоху. Именно в первые века н. э. (но не ранее середины II века) их стенки начали украшать округлым медальоном, обычно с портретом покойного. Кругообразные фигуры, в том числе венки, утвердились как важнейший элемент в центре сложных рельефных композиций, сюжеты которых связаны с погребальным ритуалом поздней античности.

Практически все народы впоследствии восприняли и переработали (в соответствии с собственными художественными представлениями, ремесленными навыками и техническими возможностями) унаследованный от поздней античности тип саркофага.

При этом в число сохраняемых, хотя часто трансформируемых до неузнаваемости элементов попал и круг, благодаря включению в него креста-хризмона и других важнейших символов превратившийся в конце-концов в общепризнанный и всеми понимаемый знак, часто подменяющий собой собственно сам крест. Он есть чуть ли не на всех каменных и гипсовых саркофагах в Южной и Северной Франции, на многих надгробиях Среднего и Нижнего Рейна, Британии, оссуариях Испании и, конечно, на памятниках, непосредственно происходящих из мастерских Византии. Встречается этот мотив и на Руси.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Несмотря на то, что круги нередко использовались для украшения саркофагов и в более ранние времена, активному распространению мотива "три круга" способствовало вступление крестоносцев в Иерусалим в XII веке и последующее за этим непосредственное знакомство массы пилигримов с наиболее чтимой реликвией христианства - Гробом Господним.

Установка трансенн (ограждений) романского типа с тремя круглыми отверстиями у погребальных скамей Христа и Девы Марии, быстрое усвоение новой иконографии этих сооружений благодаря воспроизведениям в монументальной скульптуре, миниатюре, малой пластике, — все это способствовали популярности мотива трех кругов. Об этом говорит, в частности, оформление многочисленных рак для останков святых в северной Европе XI—XIII вв.

Иллюстрация из работы А.Беляева "Русское средневековое надгробие"
Иллюстрация из работы А.Беляева "Русское средневековое надгробие"

Таким образом, ранние плиты Руси несут изображения вполне конкретных предметов: трехмерных крышек саркофагов с присущими им и декоративными элементами. Вопрос привнесения “языческих” трактовок в орнаменты нагробных плит считается несостоятельным, так как предполагать в орнаментике плит XIII-XIV вв. какие-то явно выраженные дохристианские мотивы попросту нет оснований. То есть, круги эти - не языческий символ солнца, а христианский символ, восходящий к украшениям на крышке Гроба Господня в Иерусалиме и отражает христианскую идею воскресения из мертвых.

Из всего сказанного, очевидно, что древнерусские надгробия и формально, и семантически принадлежат к большой общности средневековых христианских памятников Европы.

Русские мастера однозначно были знакомы с образцами как европейской, так и византийской культуры, что в свою очередь повлияло сперва на традицию украшения саркофагов, а впоследствии и на орнаменты надгробных плит средневековой Руси. При этом, процессе упрощения орнамента, сохранялись наиболее значимые элементы общехристианской традиции и "конструкитвные" составляющие, такие как "круг" и продольная "ось".

А где же христианский крест, спросите вы. Ответ, вероятно, кроется в том, что надгробные плиты располагались горизонтально, а изображать святыню "лежащей" считалось неправильно. Есть мнение, что сами кресты при поребениях устанавливались вертикально и делались из дерева, которое просто не сохраняется впоследствии. Как видите никакой тут "ведической" руси и в помине нет, да и славяно-арии тоже не причем. Спасибо, что дочитали, продолжение следует.

P.S. Друзья, канал канал Исторические заметки выражает признательность каждому, кто оказывает нам помощь в нашем нелёгком деле. Во многом именно благодаря вашей поддержке мы продолжаем публиковаться и радовать вас статьями!

Неравнодушные могут воспользоваться Системой Быстрых Платежей и оказать посильную помощь по номеру +7 902 914 37 00, банк получателя: Яндекс Банк, получатель: Юрий К.

Огромное вам спасибо!

ВНИМАНИЕ! Прежде чем прокомментировать статью, и во избежание недоразумений, пожалуйста, ознакомьтесь с ПРАВИЛАМИ.