Большой участок земли на Большом Харитоньевском принадлежал князьям Юсуповым. Много легенд ходит об этих местах и много неточностей в москвоведении связано с ними. Одна из историй, которую рассказывают, говорит о том, что в одном из домов Юсуповых читал вслух свои стихи "Наше поэтическое всё".
Если быть точным, то, конечно, не просто стихи. Здесь Александр Сергеевич Пушкин читал свою поэму "Борис Годунов", текст которой привез из ссылки.
Я упоминал эту историю несколько дней назад, когда рассказывал о периоде жизни Пушкина в Москве, его прогулках по Тверскому бульвару и женитьбе на Наталье Гончаровой.
...Легенды и лирика
Существует легенда, что в шестнадцатом веке на этом месте стоял охотничий дворец Ивана Грозного, из которого прямиком в Кремль вел подземный ход. Скорее всего, это лишь легенда, конечно... Доподлинно же известно, что палаты, стоящие в нынешнем Большом Харитоньевском переулке, начали строить в семнадцатом, а окончательно возвели лишь в девятнадцатом веке.
Говорят, что внутреннее их убранство недавно отреставрировали и даже изредка водят сюда экскурсии. Но мне не повезло, я застал закрытые ворота и ни души народа. Хотя местные, опрошенные мною, шепотком поведали, что если застать возле ограды местную охрану и повилять перед ней хвостиком, то могут пропустить ненадолго, позволить сделать пару-тройку фоток и оглядеться.
Я же был вынужден любоваться усадьбой из-за забора, пытаясь разглядеть хоть что-нибудь за буйной зеленью густого парка (7 фото).
...Из рук в руки
Кто был первым хозяином усадьбы, точно неизвестно. Первым же доподлинно установленным владельцем значится дипломат и вице-канцлер Петр Павлович Шафиров, которому ее пожаловал лично Петр Первый в самом конце семнадцатого века.
Но в 1723 году Шафиров был изобличен в злоупотреблениях, арестован и приговорен к смертной казни, и владельцем палат становится действительный тайный советник Петр Андреевич Толстой, племянник Ивана Михайловича Милославского. Эти двое прославилась тем, что в 1682 году подняли стрельцов криками "Царь ненастоящий" "Нарышкины задушили царевича Ивана". Позже вышеозначенный Толстой служил послом в Константинополе, затем дипломатом в Европе, еще позже пытался принять деятельное участие в судьбе царевича Алексея, но вовремя раскаялся и переметнулся на сторону Петра Первого и Екатерины Первой.
Но вскоре поссорился с всемогущим Меншиковым и потерял имение, которое перешло помощнику Меншикова, Алексею Волкову.
...И наконец Юсуповы
Волков владел имением всего полгода, после чего отправился в ссылку вслед за своим благодетелем Меншиковым, а имение, выросшее к тому времени до статуса дворца, Петр Второй подарил подполковнику Преображенского полка Григорию Дмитриевичу Юсупову.
Юсуповы эти, исторической правды ради сказать, ведут свое происхождение от бия Ногайской Орды Юсуфа. Дочь его, Сююмбике, в честь которой названа одна из башен Казанского Кремля, была в свое время выдана замуж за Ивана Грозного, но ненадолго.
Правнук же Юсуф-Бея принял православие, взяв фамилию Юсупов. Один из его дальних потомков, Феликс Феликсович Юсупов, даже вошел в историю как соорганизатор убийства Григория Распутина.
И вот Юсуповы, как, помимо всего прочего, известные покровители искусств, основали в одном из зданий имения домашний театр. В котором юный вольнодумец и поэт Пушкин и читал "Бориса Годунова". Собственно говоря, с 1801 по 1803 годы Николай Борисович Юсупов и вовсе сдавал семье Пушкиных флигель в аренду. Правда, Сергей Львович, папа поэта, являлся плательщиком неаккуратным, и семейство было из квартиры выселено. Хотя дальнейший вход отпрыску недавних квартирантов заказан не был.
А о том, как прошли те знаменитые чтения, подробно упоминается здесь.
Традиционные, но совершенно искренние слова благодарности тем, кто дочитал и досмотрел пост до конца. Буду очень благодарен комментам, отметкам и подписке - все это придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны!
Не пропустите новые истории. Ведь продолжение следует...