В народном песенном творчестве адыгов широко представлена тема социально-классовой борьбы. От традиционного родоплеменного строя и военной демократии к феодальным отношениям адыги стали переходить, скорее всего, в позднее Средневековье. В руках военных вождей и воинов их личных дружин скапливалось больше военной добычи. Растущее богатство делало возможным долговое закабаление малоимущих соплеменников, которые становились крепостными людьми у племенной знати.
Поскольку в хозяйствах знатных людей трудились крепостные и захваченные на войне невольники, знать имела больше времени для совершенствования своего воинского искусства, необходимого для осуществления ею своей главной функции: защите племени от внешних врагов. Постепенно простой народ, больше занятый сельским трудом, передавал своей знати все больше властных полномочий.
Знатные племенные предводители — пши, в российской литературе именуемые князьями, наделяли землей и боевым оружием своих постоянных служителей — уорков, называемых в российской литературе дворянами. Среди уорков, в свою очередь, также выделилось несколько рангов: существовали дворяне, подчинявшиеся непосредственно князьям, но они в своей службе тоже опирались на менее знатный класс из мелких дворян, среди которых распределяли полученную от князя землю. Так складывалась типичная феодальная лестница.
Богатство и нужда народа в военных защитниках способствовали дистанцированию знатной прослойки от основной массы населения. Феодальная знать имела свою систему управления, свой уклад жизни.
Разумеется, без конфликтов между знатью и простолюдинами не могло обходиться. Частые войны, охватывавшие кавказские земли в Средневековье и вплоть до XIX в., хотя уносили много жизней адыгских феодалов, в то же время способствовали укреплению влияния знатного класса. Именно феодальная конница составляла главную ударную силу адыгского войска, поэтому трудовой народ был вынужден содержать своих князей и дворян, чтобы уберечься от опустошительных набегов неприятеля. Знать же продолжала обогащаться за счет захвата военной добычи и невольников.
Богатые феодалы пытались укрепить свое положение, используя экономическое давление на простой народ. В частности, подолгу останавливались у сельских тружеников на постой, и те просто разорялись, содержа, как того требовал древний обычай, феодала и его слуг за свой счет. А также злоупотребляли обычаем совершенствовать свое воинское искусство похищением у простолюдинов скота (по обычаю, если похититель, будь он даже князем, оказывался застигнутым, он должен был вернуть все, что забрал, но сельским пастухам было трудно вовремя выследить угонщиков-феодалов, которые являлись профессионалами своего дела).
Разорившиеся в результате подобной политики феодалов простые люди потом были вынуждены у них же просить в долг продукты и фураж и если не могли вовремя расплатиться, становились у знати крепостными. Эти процессы возвышения феодально-племенной знати и подавления простого народа происходили у большинства адыгских племен до середины XIX в. и были прекращены в связи с присоединением Северного Кавказа к Российской империи, когда реальная власть перешла в руки уже царских чиновников.
Разумеется, процесс возвышения феодальной прослойки был постепенным, и далеко не все князья и дворяне отличались беспринципностью нравов и алчностью. Однако время от времени против особенно жестоких феодалов происходили выступления простого народа, тем более тот еще не полностью потерял свою военную значимость, и на крупные войны выступали все способные носить оружие свободные мужчины адыгского племени. И конечно, об этом тоже непременно слагались песни, сохранявшиеся из поколения в поколения в течение веков.
Главным образом по песням до историков и этнологов современности дошли имена адыгских народных предводителей, боровшихся с деспотизмом феодалов, своим авторитетом сплачивавших простой народ для эффективного противостояния попыткам знати превысить ограниченные неписаными обычаями права. А также информация о войнах племен, у которых не произошло резкого разделения на знать и простолюдинов (это было большинство племен адыгов, населявших горы Западного Кавказа и Черноморское побережье), против феодалов соседних племен.
Среди песен, повествующих о последних, известна песня о битве в ущелье Ошнеу, сочиненная горцами абадзехами. В ней рассказывается о попытке кабардинских князей в XVI — XVII вв. подчинить живших в условиях родоплеменной демократии абадзехов своей власти. Для нее примечательно то, что поется песня как бы от лица самих кабардинцев, окруженных абадзехами в узком ущелье и сетующих на свое отчаянное положение, на суровость горной природы. «Их (абадзехов) солнце жестоко палит, их слепни кусают подобно собакам, их мечи не оставляют костей».
Полная версия статьи на сайте: http://history-thema.com/adyigskaya-narodnaya-pesnya-i-sotsialno-klassovyiy-konflikt/
Спасибо тому, кто прочитал! Поддержите наш канал лайком👍 и нажмите вверху "подписаться"🖍. Заглядывайте еще👀. Яркого и позитивного лета!☀️🌴
Еще в ленте:
А здесь можно скачать электронную версию книги о Кавказской войне: https://ridero.ru/books/samaya_dolgaya_voina_rossii/
Друзья, просим вас корректно общаться в комментариях, не переходя на личности. Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями по национальной или религиозной принадлежности удаляются без объяснений.