Несмотря на запрет по Парижскому мирному договору 1856 г. держать на Черном море военный флот, российское командование направило военные корабли для крейсирования вдоль Черноморского побережья Кавказа, чтобы пресечь поставки горцам оружия и боеприпасов из Османского Халифата. Однако добровольческие группы османов и европейцев под обстрелами русской корабельной артиллерии продолжали проникать на адыгское побережье на способных укрываться в мелководных устьях рек судах.
Несмотря на отчаянное сопротивление адыгов и родственных им убыхов, в боях за проход к побережью основные силы горского войска терпели поражение. В начале 1864 г. российские войска преодолели низкий Гойтхский перевал в Главном Кавказском хребте и вышли в долину реки Туапсе на южном макросклоне Кавказа. Затем, продвигаясь быстрым маршем на юг, без боя заняли важнейший стратегический пункт Черноморского побережья — урочище Туапсе, где находился оставленный русской армией в Крымскую войну полуразрушенный Вельяминовский форт.
После занятия русскими Туапсе адыгское войско было оттеснено на сравнительно небольшую территорию в горные районы земель убыхов. В связи с этим в Сочи — столице адыго-убыхского государства, состоялось срочное заседание Меджлиса.
На заседании было признано, что бороться дальше против многократно превосходящего по силам противника невозможно. Чтобы не стать подданными царя-иноверца и сохранить возможность жить в соответствии с предписаниями Ислама, было принято решение об эмиграции всего горного адыгского и убыхского населения в Османский Халифат.
Началось массовое бегство горского населения на побережье, к которому в большом количестве стали прибывать османские торговые суда, владельцы которых соглашались перевезти людей через море за небольшую плату. Толпы коренных жителей — большей частью женщин, детей и стариков, двигались, оставив пустыми родные селения, взяв с собой лишь то из имущества, что могли унести в руках, по горным тропам среди зимних лесов.
Беженцы массово умирали от голода или замерзали в пути; волки и не залегающие на черноморских склонах в спячку медведи выкапывали человеческие трупы из-под снега и поедали. В огромном количестве обездоленные жители скапливались на морском берегу, стремясь скорее уйти от российских войск, которые из Туапсе развернули наступление на восток и заняли пустой Лазаревский форт, долину реки Шахе.
Всякий раз, как на море появлялось османское судно, толпы беженцев криками и знаками начинали манить его к себе. Капитаны кораблей, понимая, что с разоренных горцев много взять не смогут, старались взять на борт как можно больше людей — так, что матросам приходилось выполнять работы, ступая буквально по головам забивавших палубу беженцев.
Среди людей, как это обычно бывает при социальных бедствиях, стали распространяться тиф и другие заразные болезни. Опасаясь, что болезни перейдут на команду, капитаны приказывали выбрасывать людей за борт при малейшем признаке болезни. В наши дни морской путь с Черноморского побережья Кавказа в Турцию занимает несколько часов, по транспортным же возможностям того времени на то, чтобы пересечь Черное море, кораблю требовалось несколько дней. Все это время адыгские беженцы обоих полов и всех возрастов сидели под открытым небом на палубе впритык друг к другу, почти без пищи, страдая от морской болезни. Некоторые суда из-за перегрузки тонули, едва выйдя в открытое море.
На османском побережье беженцев высаживали на территории, оцепленные войсками: поскольку с собой они несли заразные болезни, по распоряжению османской администрации их выдерживали под карантином.
Коррумпированные османские власти, недолюбливавшие кавказцев за то, что те не желали ранее признавать себя подданными султана и не оказали Халифату существенной помощи в войнах с Россией, не позаботились об организации жилищных условий для переселенцев.
Беженцы на новом месте ютились фактически под открытым небом, продолжая ежедневно сотнями умирать от болезней и страдать от голода, так как обеспечение их продовольствием было налажено слабо. В таком «карантине» беженцы — мухаджиры, проводили месяцами, и в некоторых районах переселенцы вымирали почти полностью.
Из полумиллиона общего числа адыгов (включая многочисленных и активно воевавших с Россией только на начальном этапе войны кабардинцев) в 1863 — 1864 гг. при переселении в Османский Халифат умерло около 100 тыс. человек.
Электронная и бумажная версии книги «Самая долгая война России» о Кавказской войне здесь👇
https://ridero.ru/books/samaya_dolgaya_voina_rossii/
Спасибо тому, кто прочитал! Поддержите наш канал лайком👍 и нажмите вверху "подписаться"🖍. Заглядывайте еще👀. Всем МИРА!!! Оптимистичной осени!🍂🍁
Читайте еще:
Друзья, просим вас корректно общаться в комментариях, не переходя на личности. Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями по национальной или религиозной принадлежности удаляются модератором без объяснений. Историю вспять не повернуть, но мы должны ее знать, чтобы делать выводы и не повторять трагических ошибок прошлого. Как-то так🙂
Авторское право защищено ©history-thema.com Условия копирования на сайте.