Найти тему
Ника Марш

Судьба Липы

«Сумела родить, сумеешь и воспитать», - сурово отчитали Липу. Худенькая, с большим кулём в руках, где ворочался красный комочек – её дочь – она стояла, понурив голову. Миром решили, что отселят Липу на край деревни. Сколотили ей наспех хижину. Теперь ей предстояло жить там, отдельно, а не как все порядочные женщины. Таких, как Липа, презирали. А детей, появившихся вне брака, называли «заскребышами» или «коршаками».

Н. Пимоненко "На речке"
Н. Пимоненко "На речке"

История Липы Баниной не была уникальной – в XIX веке, если мужчина не признавал ребенка, деревня осуждала не его, а женщину. Дальше всё зависело от каждой конкретной семьи. Иногда «виноватую» оставляли у родителей, иногда – прогоняли прочь. Родня предпочла откреститься от Липы, когда у той появился на свет второй незаконный ребенок. Первенца она схоронила совсем маленьким, и в Починковской волости посчитали, что это Липа сама извела дитя. Второго младенца семья принимать не стала, и на деревенском сходе было решено – пускай живет с ребенком на окраине.

Судьба Липы оказалась непростой. У неё не было ни средств, ни профессии. Её не прогоняли, если она появлялась, протянув руку, среди деревенских. Возилась на своём огороде, устроив дочку тут же, поблизости. Подаянием и грядками Липа и жила. Шушукались, что за крынку молока или краюху хлеба готова принять у себя гостей. И за шесть последующих лет у неё родились еще три мальчика.

Самое любопытное, что все в деревне прекрасно знали, кто приходил к Липе – вдовец преклонных лет. Но никто даже не подумал призвать его к исполнению отцовских обязанностей, или к содержанию молодой женщины. Это считалось нормальным, рядовым явлением. А вот Липа сполна получила свою долю пренебрежения и насмешек.

полотно В. Бакшеева "Милостыня"
полотно В. Бакшеева "Милостыня"
«Каждый хотел посмеяться надо мной, - рассказывала Липа, - и считал себя вправе сделать это».

От полуголодной тяжёлой жизни она быстро постарела. Заниматься детьми она не могла и не особенно хотела, так что старшую девочку вскоре забрал к себе Липин брат. «Пожалел племянницу», - говорили в волости. На самом деле, судьба таких детей не была счастливой: взятых у бедной родни, всегда старались загрузить работой побольше. И напоминали всякий раз, что живут из милости, и хлеб едят не свой. Правда, дочка Липы Баниной оказалась трудолюбивой и покладистой, да еще и рукодельницей. Матери старалась избегать, а если и случалось им встретиться, это почти всегда оборачивалось склокой.

Старший сын, Тихон, воспитывался Липой строго. Казалось, что вся озлобленность брошенной женщины теперь обрушилась на него. «Заскрёбыш» - дразнили его деревенские мальчишки. «Коршак», - ругала мать. Когда мальчику исполнилось семь, его определили в школу, но вскоре оттуда же и исключили: рвения – никакого, послушания – ещё меньше. Дерзил и на уроках плевал в угол.

"В сельской школе" В.Маковского
"В сельской школе" В.Маковского

Нерадивого мальчишку пристроили в пастухи, но и тут не обошлось без нареканий. Привыкший к дурному обхождению, Тихон и сам превращался в человека злого. Нередко ругали его за то, что без надобности сёк скотину. Особенно доставалось коровам тех крестьян, кто попрекал его мать или смеялся над нею. А в семнадцать лет пошел Тихон в бурлаки.

Он уехал во Владимирскую губернию и изредка отправлял матери сведения о себе. На Покров 1884 года приехал домой с гостинцами – привёз ткани на платье для Липы и три рубля. Перезимовал дома, но жили с матерью плохо, постоянно ругались. А по весне отправился на Вологодчину, где нанялся в пастухи.

Липа ждала его к Петрову дню, но Тихон не приехал. Через знакомых пыталась узнать о нем хоть что-то, но лишь к осени получила вести – умер сын в больнице, от простуды. Рыдающую женщину многие тогда пожалели, хотя и находились злорадствующие: «Это её Бог наказывает».

А.Е.Маковская "Дорога в село"
А.Е.Маковская "Дорога в село"

Говорили, что после этого Липа стала совсем другой – чаще ходила в церковь, и с двумя другими детьми старалась обращаться не так сурово. Второй её сын закончил приходскую школу и тоже пошел в пастухи, причем за эту работу его обычно хвалили. А третий, самый младший, оказался прилежным к учебе, хотя учителя отмечали, что больше науки его интересует баловство.

«Заскребыши» и «коршаки» Липы Баниной вышли в люди, обрели семьи. А нам судьба этой крестьянки известна благодаря… князю Вячеславу Тенишеву и его «Этнографическому бюро», которое он создал на исходе XIX века.

Археолог и историк, он всегда с большим интересом собирал материалы о быте и нравах своих современников. Поле для деятельности было широким, и за короткий срок у Тенишева оказалась подборка замечательных исследований. Они касались практически всех сторон жизни – о том, чем питались крестьяне и как они возводили дома, какой была иерархия в семьях и как складывались отношения между родственниками. Отдельно рассмотрели и такое явление, как незаконные дети. С Липой Баниной лично беседовал один из участников «Этнографического бюро». Он и записал её нехитрую биографию.

P.S. Имя Липа – сокращенное от Олимпиады. Вопреки устоявшемуся мнению, это не новое имя, не изобретение двадцатого века. Олимпиадами часто называли девочек, родившихся в конце июля – 25 числа православная церковь чтит память Олимпиады Константинопольской.

#наука #история россии #история #семейные отношения #семья #дети

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!

Лайки помогают развитию канала!