49,7K подписчиков

Искусственное развитие

2,3K прочитали
В предыдущих статьях мы поговорили о грудном и искусственном вскармливании, о прикорме, и пришли к выводу, что кормление ребенка как развивающее мероприятие ни в коем случае нельзя игнорировать.

В предыдущих статьях мы поговорили о грудном и искусственном вскармливании, о прикорме, и пришли к выводу, что кормление ребенка как развивающее мероприятие ни в коем случае нельзя игнорировать.

Это мы - просто едим. Ребенок - развивается и умнеет в процессе, если к самому этому процессу подойти с пониманием. В каждой из предыдущих моих статей на эту тему звучал термин сенсорная интеграция - как основная задача раннего возраста. Что же это за штука такая?

Родители детей с проблемами в развитии с этим термином хорошо знакомы. Практически у всех детей с особенностями нарушения упомянутой интеграции имеются, практически всем этим детям нужна коррекционная работа в этом направлении. Сенсорная интеграция - база абсолютно всего, всех психических процессов. Именно потому, что происходит она наиболее интенсивно как раз на первом году жизни, о котором мы сейчас и говорим. Родители детей с особенностями в развитии нарушения сенсорной интеграции своим детям не на блюдечке принесли - их дети с ними родились и живут, никто не виноват.

Но и рукотворной сенсорной дезинтеграции со всеми вытекающими из нее серьезными проблемищами - сколько угодно. Об этом и поговорим. 

Почему от темы кормления к сенсорике сразу? Да потому, что неразделимо. Это потом, попозже, разойдутся пути - сейчас мы просто фасоль перебираем, а сейчас говорить учимся. В раннем возрасте все связано в теснейшем взаимопроникновении. Ребенок ест - и развивает мышление в кормлении, учился ходить - и развивает память (на место памяти поставьте абсолютно любой психический процесс, и не ошибётесь), сосет папин ботинок - и развивает речь (опять-таки, подставьте что угодно).

Но сегодня про сенсорную интеграцию. В теме, посвященной грудному вскармливанию, я этого вопроса коснулась. Задача первого и второго года жизни малыша - научиться дифференцировать, различать сигналы, поступающие от среды, и изменять свои реакции в зависимости от поступившего сигнала. И для того, чтобы это обучение проходило успешно, оно должно быть интенсивным, сигналы - разнообразными и постоянными, среда - богатой стимулами.

Об обеднении игровой детской среды, замене ее безопасным пластиковым миром, об ограничении моторного опыта ребенка я ещё напишу. Сегодня же мне надо как-то уйти от темы вскармливания. В статье, посвященной прикорму, я описала этот процесс как опять-таки способ получения разнообразных сенсорных стимулов и обучение их дифференциации - и упомянула о том, что если ребенок находится на грудном вскармливании, беспокоиться о трудностях переваривания непротертой пищи не стоит - грудное молоко окажет помощь своими ферментами. Не так с искусственным вскармливанием - маме ребенка-искусственника вводить малышу прикорм надо более осторожно, наблюдать более внимательно. Ту же самую аналогию можно провести и ведя разговор о богатой сенсорными стимулами среде вообще. 

Для того, чтобы малыш развивался нормально, получал сигналы от среды в достаточном количестве, учился их обрабатывать адекватно и формировал тем самым базу для развития абсолютно всех психических процессов - не нужно ничего специально предпринимать. Всего лишь необходимо ребенка - не ограничивать. Спустить на пол и на землю, позволить все брать руками и пробовать на зуб, спотыкаться и падать, ушибаться и ударяться. Разумеется, в рамках безопасности, и тут мы опять и снова возвращаемся к разговору о естественности среды вообще. 

В природе маленькие дети редко учатся ходить в скалистом ландшафте, поэтому керамогранит на кухне для падающего малыша опасен, а вот паркетный пол - не очень. Тысячелетиями человечество не знало электричества, но сейчас мы должны обязательно поставить заглушки на розетки. Тысячелетиями дети вскармливались только материнским молоком - и оно меняет свой состав в тот момент, когда ребенок начинает все тянуть в рот, обеспечивая дополнительную защиту от вредных бактерий. И снова - с молочной смесью этого не происходит. Вот таким образом один искусственный процесс тянет за собой по цепочке множество других. Маме искусственника следует быть осторожной с прикормом, маме искусственника следует и двадцать раз подумать, прежде чем подпустить ребенка, образно выражаясь, лизать колеса коляски. Грудничку как с гуся вода - у искусственника будут последствия. Возможно, именно искусственнику необходимо будет организовать развивающую среду специально - а с грудничком можно пойти более простым путем.

И снова и снова я скажу одну и ту же фразу - может ребенок развиваться естественно и просто. А может - искусственно и сложно. На выходе вполне может получиться примерно одно и то же. Вполне обычный взрослый может получиться. Только в первом случае он сам по себе, как трава в поле вырос, во втором - вовлек в процесс своего взросления нехилое количество сопровождающих, и эти сопровождающие нехило так в процессе упахались. Обе истории про выбор) Не задолбалась - не мать - тоже история вполне обществом одобряемая. И это тоже выбор.