Продолжается расширение Ассирийского царства. Египет снова делится на два царства.
Основные события:
- В 880 году ассирийский царь Ашшурнацирапал II продолжил завоевание Верхней Месопотамии.
Был покорен город Арбаку в долине истока Тигра - Бохтане. Население или бежало, или было захвачено в плен.
Цикл статей - Мировая история, X-IX века до нашей эры
Во время походов была захвачена огромная по тем временам добыча: 2 таланта серебра, 2 таланта золота, 100 талантов свинца (3030 кг), 100 талантов бронзы (3030 кг), 300 талантов железа (9090 кг).
После умиротворения Верхней Месопотамии Ашшурнацирапал II захотел посетить курорты Средиземного моря. Вначале решил погромить арамеев (никто по этим разбойникам не плакал, так как они всем надоели) и вышел к Евфрату. Организованное сопротивление оказало арамейское княжество Сухи, которое как противовес ассирийцам тайно поддерживал вавилонский царь Набу-апла-Иддин. Месопотамия была очищена от арамеев.
В 877 году было разгромлено последнее арамейское княжество Бит-Адини. Оно закрывало путь к Средиземному морю.
В 876 году ассирийцам без боя сдался хеттский Каркемиш. Местный царек откупился данью в 20 талантов серебра (606 кг), 100 талантов (3030 кг) меди и 250 талантов (7575 кг) железа.
Цари Финикии и Сирии также откупились.
Поход был нужен для окончательного формирования торгового маршрута из Леванта в Южную Месопотами, затем в Йемен и Эфиопию. Старый путь благовоний из Леванта через пустыни в Йемен и Египет был прекращен.
От Ашшур-нацир-апала осталась запись от средиземноморского похода - «Успехи моего оружия наполнили ужасом земли халдеев». То есть тех халдеев, которые жили в Месопотамии и окончательно стали портовыми рабочими на разгрузке судов. Это подтверждает то, что поход был коммерческим. При этом никаких упоминаний об Иудейском царстве нет. Это четко говорит о том, что оно было союзником Ассирии.
- В 880-м году в египетских Фивах появляется свой царь Харсиесе.
В Египет снова наступило двое царствие.
- В 875 году царем Израиля Амврием основана царская резиденция и крепость Самария.
Это был вынужденный шаг, позволивший Амврию продолжить много векторную политику. Израильтяне продолжили оставаться идолопоклонниками, но культ отправляли только в южном Бейт-Эле и северном Дане (в каждом из них было установлено по золотому тельцу).
Таким образом Амврий смог избежать похода на него иудейского царя Асы и правителя арамейского Дамаска Бар-Хадада I. Иудеи смогли перекупить последнего, который ранее был союзником израильтян, единых с ним по вере:
«И взял Аса все серебро и золото, остававшееся в сокровищницах дома Господня и в сокровищницах дома царского, и дал его в руки слуг своих, и послал их царь Аса к Венададу, сыну Тавримона, сына Хезионова, царю Сирийскому, жившему в Дамаске, и сказал: союз да будет между мною и между тобою, [как был] между отцом моим и между отцом твоим; вот, я посылаю тебе в дар серебро и золото; расторгни союз твой с Ваасою, царем Израильским, чтобы он отошел от меня. И послушался Венадад царя Асы…».
Видимо в Иудее была сильная оппозиция против войны с родственным Израилем. Поэтому, Амврий формально отказавшись от идолопоклонничества и поддержки финикийцев смог избавиться от военной угрозы.
Иудейский царь Аса хотел войны с Израилем. Но внезапно заболел в 873 году и его соправителем стал сын Иофат. Видимо агрессивного Асу отстранили от власти (в Библии порицается желание Асы вести войну с Израилем). Иософат был миролюбив и при нем практически не было войн.
Да и зачем они, если можно прекрасно жить, богатея на торговых караванах в Эфиопию?
- В Поднебесной чжоусцы, завладев выходом к Желтому морю продвигаются все дальше на восток.
Шесть чжоуских армий совершили поход против жунов на Тайюань (совр.провинция Шанси). Он был удачен и были захвачены 1000 лошадей. Захват лошадей сомнителен, так как жуны были горцами и не пользовались лошадьми. Но могли предоставить их стоимость в размере 1000 лошадей.
Таким образом, в 870-е годы в Ойкумене от Леванта до Желтого моря царят миролюбивые настроения. Ассирийцы и иудеи решили все свои коммерческие и внешнеполитические задачи и почивают на лаврах. Надолго ли?
Статьи канала "История и культура Евразии" за июль 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы