Найти тему
дневник ролевика

"Поединок": как владел шашкой Бек-Агамалов?

- Тоже! Стану я ерундой заниматься, - заворчал Веткин. - Когда это у меня время, чтобы рубить? С девяти утра до шести вечера только и знаешь, что торчишь здесь. Едва успеешь пожрать и водки выпить...

В обсуждениях обучения господ офицеров рубке шашкой в России начала XX века у нас любят вспоминать купринский "Поединок", вышедший в 1905 году. "Поединок" в этом плане стал едва ли не таким же символом, как "Тихий Дон" для всех казаков будущего...)

"Поединок" действительно написан с изрядным знанием офицерского быта и, так сказать, "внутренней кухни" их тогдашнего общества, но нас здесь волнует один конкретный нюанс. А именно - навыки рубки Бек-Агамалова, которые лично автору сих строк столько раз приводили "в пример", что он, то есть я, уже со счета сбился...

- Я тебе, Веткин, говорю: учись рубке. У нас на Кавказе все с детства учатся. На прутьях, на бараньих тушах, на воде…
- А на людях? - вставил Лбов.
- И на людях, - спокойно ответил Бек-Агамалов. - Да еще как рубят! Одним ударом рассекают человека от плеча к бедру, наискось. Вот это удар! А то что и мараться.
- А ты, Век, можешь так?
Бек-Агамалов вздохнул с сожалением:
- Нет, не могу… Барашка молодого пополам пересеку… пробовал даже телячью тушу… а человека, пожалуй, нет… не разрублю. Голову снесу к черту, это я знаю, а так, чтобы наискось… нет. Мой отец это делал легко.
********
- Вот, смотрите. Главная суть удара не в плече и не в локте, а вот здесь, в сгибе кисти. - Он сделал несколько быстрых кругообразных движений кистью правой руки, и клинок шашки превратился над его головой в один сплошной сверкающий круг. - Теперь глядите: левую руку я убираю назад, за спину. Когда вы наносите удар, то не бейте и не рубите предмет, а режьте его, как бы пилите, отдергивайте шашку назад… Понимаете? И притом помните твердо: плоскость шашки должна быть непременно наклонна к плоскости удара, непременно. От этого угол становится острее. Вот, смотрите.
Бек-Агамалов отошел на два шага от глиняного болвана, впился в него острым, прицеливающимся взглядом и вдруг, блеснув шашкой высоко в воздухе, страшным, неуловимым для глаз движением, весь упав наперед, нанес быстрый удар. Ромашов слышал только, как пронзительно свистнул разрезанный воздух, и тотчас же верхняя половина чучела мягко и тяжело шлепнулась на землю. Плоскость отреза была гладка, точно отполированная.

А теперь, господа, внимание. Будет сюрприз...))

Это - не горская техника! Это техника европейская!

Признак первый: "Главная суть удара не в плече и не в локте, а вот здесь, в сгибе кисти."

Кистевые удары, в отличие от ударов сплеча, в то время были основной "фишечкой" европейского стиля легкой сабли. Удар в восточной манере наносится иначе - от плеча и локтя, и жестко зафиксированным запястьем.

Признак второй: левую руку Бек-Агамалов демонстративно убрал за спину. Это опять-таки признак европейских фехтовальных стилей.

-2

В описываемом эпизоде Бек-Агамалову случайно повезло: рубивший до него подпоручик Ромашов был так неуклюж, что порезал шашкой себе левую руку, которую зачем-то вытянул при ударе вперед. И это дало Беку повод демонстративно убрать эту руку назад.

На самом деле традиция закидывать назад левую руку - она скорее дуэльная. Так лучше удерживается равновесие, ну и не поцарапают свободно болтающуюся конечность. В реальном бою, не дуэльном, а насмерть, свою левую руку, если она свободна (без щита, кинжала, плаща) многие бойцы как раз держат близко к левому бедру.

Может случиться оказия перехватить противника за правую кисть, за гарду оружия или тупо за сильную часть клинка, она чаще всего не заточена или заточена "под долото". В дуэлях таких перехваты строго-настрого запрещены, были случаи, что поединщикам левые руки бинтами к корпусу приматывали - во избежание повышенной шустроты.

Бек-Агамалов машинально встал позицию для... Европейской сабли, а отнюдь не своей "родной" ))

И наконец, самое главное...

Бек-Агамалов отошел на два шага от глиняного болвана, впился в него острым, прицеливающимся взглядом и вдруг, блеснув шашкой высоко в воздухе, страшным, неуловимым для глаз движением, весь упав наперед, нанес быстрый удар.

Весь. Упав. Наперед.

Это - удар с выпадом. На выпаде. Опять-таки сугубо европейская техника.

Более того: это - скорее постановочный удар. Либо достать одного противника, который перед тобой на дорожке стоит, либо - вот так вот, красиво располосовать глиняный конус или баранью тушу. Которые сдачи не дадут...))

С глубоким проседанием, с "выпаданием" вперед в бою рубить категорически не рекомендуется - просто потому, что противников там у тебя всегда много. Это не дуэль. А из такого положения ты, даже если одного успешно пополам перерубишь, быстро не поднимешься. Зарубят, заколют, не дадут встать, особенно убедившись, какой ты лихой рубака...

Восточники рубят на шагах, без проваливания вперед. Просто шагают - и рубят, хорошо удерживая равновесие. Когда-то в Европе тоже так рубили, но потом дуэлями увлеклись...))

Но и здесь Бек-Агамалов всех надул. С выпадом чисто кистевые удары не наносятся, поскольку этот прием рассчитан на вложение всей массы тела, инерцию, за счет который и достигается результат. И этот удар был нормальный, с использованием всех частей руки, корпуса и, между прочим, ног. Если сделать кистевой удар, и на глубоком выпаде, то... Растяжение связок как минимум обеспечено.

И, кстати, обратите внимание, как много сил потребовал от Бек-Агамалова этот удар. Всего один - а он уже тяжело дышит:

...Но Бек-Агамалов, точно боясь испортить произведенный эффект, улыбаясь, вкладывал шашку в ножны. Он тяжело дышал, и весь он в эту минуту, с широко раскрытыми злобными глазами, с горбатым носом и с оскаленными зубами, был похож на какую-то хищную, злую и гордую птицу...

Слишком много потратил энергии. Для поединка, для "боевой фразы" секунд на 15-20 - это норма. Но всего на один удар, пусть и с выпадом, пусть и очень сильный?..

Хотя... Если это такой Бек, как в фильме 2013 года...)

-3

Хорошая техника. Для показухи. Грамотно отработанная на конусах в училище.

Ох, недаром сам Куприн намекал в той же повести, что многие в то время пытались выдавать себя за черкесов, особенно армяне - будучи на них похожими внешне. А в сцене в борделе Бек едва не зарубил одну из женщин, поскольку...

— Дурак! Болван! Армяшка! Не замолчу! Дурак! Дурак! — выкрикивала женщина, содрогаясь всем телом при каждом крике.

А в самом деле: действительно ли он черкес?

Техника у него, во всяком случае, европейская.