Найти тему

Российский музыкальный бизнес: выдержит ли он нынешние условия или пойдет вслед за кинотеатрами?

Оглавление

Когда наша страна медленно, но верно опускает вокруг себя железный занавес, вполне логичным последствием этому кажется сокращение или полное прекращение концертной деятельности. О том, с какими сложностями пришлось и ещё придётся столкнуться отрасли – в нашем материале.

Вообще, развития музыкального бизнеса в России шло опережающими темпами. Продажи били рекорд за рекордом, концерты тоже вносили свой вклад в совокупную выручку – до ковида. Единственное, что помогло перенести лихие времена более или менее без потерь, это стриминговые платформы, которые позволяли получать за музыку деньги в условиях отсутствия выступлений живьём.

Но беда не приходит одна – и вот уже после начала спецоперации рынок получил новый сокрушительный удар: из России ушли стриминговые платформы, а также три крупнейших мировых бренда звукозаписи – Sony, Warner и «Юниверсал».

Музыкальная продукция из России по-прежнему исправно идёт за рубеж, но на внутреннем рынке давненько не появлялись иностранные треки. Более того – россияне не вправе рассчитывать на продажи и добавление в редакционные плейлисты.

Больше всего от исхода стримеров пострадали музыканты, работающие в современных жанрах; по различным данным, они зарабатывали на Spotify до половины своего заработка. Консервативные и традиционные музыканты тоже пострадали, но не из-за стримеров, а потому, что «Ютуб» запретил монетизировать российский контент (в доходах некоторых лейблов монетизация на этом сервисе достигала 70-80%). Кроме того, исчез и важнейший побочный доход – рекламные соглашения с брендами. Все рекламные кампании в коме или заморожены, а заблокированные и признанные преступными соцсети и вовсе делают рекламное продвижение бизнесом на грани фола. Да и не до жира им: приходится считать каждую копейку и избегать политических новостей и негатива разного рода.

Музыка «без политики»

С учётом того, что новые форматы перестают работать, выход можно было бы искать в концертах, но и тут всё непросто. Политические события в стране требуют определённости, а государство, напротив, предпочитает, чтобы все молчали. Ослушникам пытаются перерезать возможность работать с концертными площадками и фестивалями. И не сказать, чтобы безуспешно.

  1. Одна из первых жертв – представительница России на «Евровидении» Манижа: ей «прилетело» за антивоенный клип, и теперь её убирают из фестивалей, отменяются концерты.
  2. Колоссальные проблемы с организацией тура по Российской Федерации имеет группа «Би-2», которая в Омске отказалась выступать на фоне надписи Z. Техническая группа попыталась исполнить просьбу, но дирекция площадки имела другое мнение. Чуть позже они пытались отыграть назад, сославшись на то, что это был не политический демарш, а исключительно желание следовать концептуальному видению шоу, но это уже не спасло – выступления посыпались одно за другим. Впрочем, справедливости ради, 27 июня на YouTube был выложен клип на композицию «Колыбельная», в антивоенном содержании которого не усомнится только слепой.
  3. Другие исполнители, лишённые возможности выступать внутри страны, вынуждены пытаться искать себе аудиторию за границей. Оксимирон*, к примеру, отправился в концертный антивоенный тур по европейским городам, а деньги, вырученные в итоге, пошли на помощь пострадавшим.
  4. Аналогичный тур провели репер Face* и две молодые панк-группы, «Нервы» и «Порнофильмы». При этом, если русских исполнителей на стримингах зажимают и всячески им пакостят, Face сработал на опережение, удалив свою музыку из российских каталогов и прямо заявив своё отношение. Теперь он иностранный агент и будет давать концерты в странах Балтии.
  5. А вот Манижа из нашего царства-государства никуда не собирается: она предпочитает играть в Интернете, а попутно занимается благотворительными проектами как руководитель собственного фонда и посол доброй воли Организации Объединённых Наций. Кроме того, она занимается педагогической деятельностью и уверяет, что есть множество способов занять себя, пока гастроли запрещены.

Ковид был лёгкой разминкой

После того, как началось обострение в Украине, иностранные музыканты резко поменяли свои планы относительно визита в Россию. В некоторых категориях продажи билетов просели на 90-95%, и это ещё не предел. Кроме того, есть проблемы с возвратами денег за проданные билеты, с оборудованием по райдеру и зависшими на подсанкционных счетах деньгами. Словом, куда ни кинь, всюду проблемы. Трудно себе представить, чей изощрённый ум включил музыкантов в санкционный комплаенс, но так оно и произошло.

Отменены десятки фестивалей, в том числе такие известные, как «Пикник Афиши», «Боль» и «Парковая жизнь». Организаторам приходится иметь дело с обозлёнными и раздражёнными людьми, не понимающими, что возвращать деньги за проданные билеты пока что попросту нечем.

Власти тем временем предпочитают не замечать, игнорировать и замалчивать проблему, делая вид, что совершенно ничего не происходит. При заполняемости залов в 30-50% ни о каких прибылях и речи нет, в минус бы не уйти.

С учётом драматической ситуации с заработной платой и работой, в особенностив субъектах Федерации, в глубинке, потребители склонны экономить на всём и отказываться от приобретения билетов на концерты и фестивали, а также подписок на стриминговые сервисы. Когда не хватает на еду и коммуналку, все басни о том, что 100-200 рублей – цена чашки кофе, уже никому не кажутся убедительными. Хотя бы потому, что за 400 рублей можно купить пачку Nescafe и пить её несколько месяцев.

В целом специалисты прогнозируют, что уровень доходов от стриминга упадёт на 35-50% от того, что был до кризиса; при этом концертный рынок рухнет практически на 100%, что будет означать фактический отказ от проведения гастрольных туров иностранных артистов, а отечественный сократится вполовину.

Есть ли из этой ситуации выход? Те, кто может, изыскивают возможности релокации бизнеса. Возможным направлением может стать Казахстан, Арабские Эмираты, Турция, Кипр, в меньшей степени – Греция, Португалия и другие страны Средиземноморья, традиционно чуть лучше относящиеся к России. Что до выступлений живьём, перспективы пока не определены: рынок может восстанавливаться за счёт предложения из стран, пока ещё не зачисленных в недружественные, своего рода импортозамещения. И если с индийским, китайским и корейским кино всё заранее понятно, то с другой продукцией – театральной, цирковой и музыкальной – всё не так очевидно.

Впрочем, о прогнозах в целом говорить пока рано. В лучшем случае можно рассуждать о динамике и векторе, и то лишь в первом приближении, потому что никто не знает, что будет завтра.

*Объявлены в РФ иноагентами.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Пообщались с экспертами: где мы будем отдыхать этим летом и сколько это будет стоить россиянам

Самые громкие и некрасивые скандалы с участием детей политиков

История курса рубля в Советском Союзе: как менялись цены в СССР