На первый взгляд симпатии на стороне Марии - такая тихая, скромная, мухи не обидит, глазки в пол и все такое. На ее фоне служанка Махидевран султан выглядит монстром с окровавленной пастью.
Но Гюльшах хатун предана своей госпоже, готова защищать ее ценой жизни, а Мария, особенно с тех пор как стала Гюльнихаль, вообще слабо понимала что кому-то служит. Поэтому отношение к работе и к своей госпоже у нее было соответственным.
Гюльшах была рядом с Махидевран еще с Манисы, она прекрасно знала что полностью зависит от расположения и настроения хозяйки, что на ее место посматривают другие рабыни и поэтому старалась выполнять даже самые рискованные задания.
Велели посмотреть или подслушать - сделает, отравить - и это выполнит. Другое дело, как она это выполнит, тут часто проявлялась повышенная инициатива этой героини. Из любви к госпоже она иногда такое творила, что подставляла и Махидевран и себя.
Однако Гюльшах никому не пожаловалась даже после того как избитая попала в лазарет.
Что делает Мария? Правильно - отправляется на тайный хальвет с мыслями «и хочется и колется». Во-первых она обязана была рассказать Хюррем о том, куда собралась и просить помощи у нее, раз уж так не хотелось стать фавориткой.
Но тут как раз у смиренной Гюльнихаль возник конфликт интересов. И султаншей хочется стать, в соболях и фианитах ходить, и страшно - вдруг Хюррем узнает и зашибет. Надо выбрать что-то одно, но не получается - в одном месте тепло, в другом сладко.
Мария бежит и жалуется всем подряд на Хюррем: «Вы меня защитите, а то я сама ни на что не способна, но очень хочется стать госпожой».
Ни о какой преданности речи нет, тут даже ума не наблюдается.
Насчет ума у Гюльшах тоже были пробелы. Пока мысль ползет по телу и доберется до головы, забывала, о чем думала. Но эта хатун была чертовски наблюдательна.
Именно Гюльшах подала Махидевран идею переезда в покои Хатидже султан. Она же выследила беременную Нигяр в гареме, о ее романе с Ибрагимом тоже первой узнала Гюльшах. Пусть случайно, но этой хатун даже удалось обнаружить Фирузе.
Мария целыми днями болталась по дворцу, но ни разу не принесла ни одной путной новости. Наоборот - она берет угощение Махидевран в честь того, что ее соперница родила девочку и предлагает Хюррем угоститься.
Если у Гюльшах были проблемы в плане ума, то у Марии его не наблюдалось совсем. Она оставила шехзаде Мехмеда рядом с его врагами и спокойно ушла. После того как малыш чуть не утонул, советовала Хюррем не думать обо всех плохо потому что не все люди плохие.
Если не все плохие, за каким лешим ты бегала и просила чтобы тебя защитили? То есть, ее лично надо оберегать, а Мехмеда не обязательно.
Гюльнихаль умудрилась и Селима профукать - вместо того чтобы сидеть с ним рядом, завалилась спать. Поэтому и попала под нож Гюльшах. Не спала бы, осталась бы цела.
Даже факт ее якобы добровольной поездки в ссылку с Хюррем не вызывает одобрения. Султаншу сослали потому что ее служанка первая настучала о том, что та говорила и как грозилась убить Айше.
Гюльшах никогда такого не сделала бы.
Дорвавшись до власти, Гюльшех вела себя крайне нагло, она сразу принялась гнобить всех, кто ее унижал. Правление ее было недолгим, но впечатляющим.
Несмотря на все недостатки, мне все таки больше жалко Гюльшах, попавшую в замес, в котором у нее не было шансов выжить. Мария уцелела, несмотря на все свои косяки, глупость и лень.