Найти тему
Bellalavanda

Демоны Врубеля

Казалось, что он сходит с ума. Нет, не он сходит, а это Демон сводит его с ума. Каждое утро он становится иным, не таким, как художник задумал его, а самое главное, не таким каким Демон снится ему, стоит перед глазами.

"Демон поверженный", худ. М. Врубель, фрагмент
"Демон поверженный", худ. М. Врубель, фрагмент

Каждое утро Врубель ужасался, глядя на свою картину. Утром редкие посетители выставочного зала с удивлением могли наблюдать, как художник, взгромоздившись на подставную лестницу, вооружившись кисточками, мастихином и палитрой, переписывает свою картину. Каждый день «Демон поверженный» становился иным. И утром следующего дня все начиналось вновь. Врубель сходил с ума.

Потом окажется, что золотые краски, которые художник подмешивал в палитру, особенно сияли в свете электрической лампы, направленной в центр полотна в мастерской художника, а на стене в галерее «правильный» свет появлялся только к полудню. Это сводило с ума и требовательный Врубель вновь и вновь накладывал мазки.

"Демон поверженный", худ. М. Врубель
"Демон поверженный", худ. М. Врубель

«Михаил Александрович, несмотря на то, что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. Были дни, что «Демон» был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота… Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо» - вспоминала потом сестра жены художника.

Мизаил Александрович Врубель за работой
Мизаил Александрович Врубель за работой

Более десяти лет тема Демона преследовала Врубеля. Его первый «Демон сидящий» был окончен в 1890 году, но подготовительная работа начиналась гораздо раньше. Сотни рисунков и набросков рождались до и после. Написав «Демона сидящего», художник продолжает его историю в серии рисунков к поэме Лермонтова «Тамара и демон» в собственных фантастических историях. Демон преследует его, а Врубель пытается уловить и выразить это наваждение.

"Демон сидящий", М. Врубель
"Демон сидящий", М. Врубель

В 1899 году он заканчивает «Демона летящего», а в 1902 году пишет «Демона поверженного». Только повержен уже он сам, точнее его рассудок. Почти одновременно с выставкой, когда Врубель день за днем переписывает свою работу, у него особенно ярко проявляются симптомы психического расстройства.

Ему слышались голоса, пел хор, ангелы, он рассказывал, что расписывает стены Ватикана вместе с Рафаэлем и Микеланджело. Называл себя то Христом, то Пушкиным, то объявлял, что будет избран московским генерал-губернатором.

Психиатр Михаил Бехтерев, обследовавший Врубеля, объявил, что это тяжелое поражение нервной системы. В частной психиатрической клинике удивлялись, ведь их пациент совершенно не походил на больного, он требовал бумагу и карандаши (карандаши не давали), рисовал углем, делал портреты персонала и посетителей и вел беседы совершенно осознанные. Только иногда в него словно вселялся демон и наступало невероятное нервное возбуждении. Михаил Александрович в такие моменты крушил все вокруг, рвал на себе одежду.

Пол года проведет Врубель в психиатрических клиниках, а потом вернется домой к своему творчеству. Он напишет еще немало удивительного. После похорон маленького сына случится новое помешательство. Теперь художник уже не говорил о себе как о великом творце, а был совершенно подавлен и мечтал покончить с собой.

"Шестикрылый Серафим", М. Врубель
"Шестикрылый Серафим", М. Врубель

В клинике в Риге Врубель пишет «Шестикрылого Серафима», в котором смешались черты его Демона и любимой жены. После перевода в Москву кажется, что совсем приходит в себя. Его диагноз – маниакально депрессивный синдром. С Врубелем работает лучший врач того времени, работавший с душевнобольными, Федор Арсеньевич Усольцев.

Врубель очень изменился за годы болезни. Приступы приходили и отступали, но он продолжал творить.

М. Врубель, автопортрет, 1905 г.
М. Врубель, автопортрет, 1905 г.

«Я ужаснулся, увидя Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза — как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший!» – писал художник Валерий Брюсов, работавший над портретом Михаила Александровича в 1905 году.

Врубель скончался в 1910 году. Последние годы он жил в своем мире, полном видений и галлюцинаций, которые переносил на бумагу и холст, уже будучи совершенно слепым. Он творил руками на ощупь, ваял из глины и безумно сердился сам на себя. Он сам был будто поверженный демон, уставший жить.

Перед могилой художника поэт Александр Блок произнес: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Подписывайтесь на мой канал об истории , чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!