Гражданская война заставила рано повзрослеть сотни тысяч мальчишек страны. Саша Голованов из их числа. На фронте он оказался в пятнадцать, а уже через шесть лет в его петлицах красовались три шпалы - звание, соответствующее подполковнику!
У истоков гражданской авиации Сибири
В начале 30-х годов Голованов трудился в наркомате тяжелой промышленности. Но мечта о небе и полетах взяла своё - в 1935 году он оканчивает летную школу и оказывается в гражданской авиации. Важным периодом жизни стала работа начальником управления ГА в Восточной Сибири. Здесь он показал себя талантливым руководителем, настоящим человеком.
Будущий маршал ценил труд пилотов, при первой возможности доставал им путевки в санатории, содействовал в получении жилья. По его инициативе в диспетчерской была создана особая служба, которая позволяла родственникам летчиков в любое время узнавать на каком маршруте находится их близкий человек.
С 1940 года Голованов - шеф пилот Московского управления гражданской авиации.
От подполковника до маршала
Участие в боях на Халхин-Голе и в финской войне убедили Александра Евгеньевича в необходимости развития дальней авиации. Об этом он даже написал письмо Сталину. Через пару дней, после личной беседы с вождем был назначен командиром отдельного полка дальнебомбардировочной авиации.
В разгар Великой Отечественной Голованов в звании комдива разрабатывает и реализует планы по бомбардировке тылов противника, в том числе и Берлина. В его ведении и важные правительственные перелеты, в частности доставка членов нашей делегации на Тегеранскую конференцию. В августе 1944 года получает звание маршала авиации и устанавливает своеобразный карьерный рекорд в армии.
Любимец Сталина
На большинство видных деятелей государства того времени периодически писались доносы. Не избежал этой участи и Голованов. Так, получив «сообщение» о своем маршале Сталин не без доли иронии и несколько шутливо заметил: «Вот и на Вас поступила жалоба, наконец то!»
Особое отношение Сталина к маршалу хорошо показывает случай, когда Голованов решился вызволить из застенков НКВД конструктора Туполева. Маршал напрямую спросил вождя, верит ли тот, что Туполев действительно американский шпион. На это Сталин уточнил: «А вы верите?» Александр Евгеньевич уверенно парировал, что не верит. Иосиф Виссарионович задумался и в конце концов изрек: «И я не верю». Вскоре Туполев был освобожден.
После смерти вождя
Смерть Сталина в 1953 году стала для Голованова личной трагедией. Александр Евгеньевич искренне уважал этого человека. В этом же году маршал был отправлен в запас «по болезни». Карьера в армии завершилась. Но энергичный по природе Голованов вновь подался в гражданскую авиацию, работал над мемуарами.
В последние годы он был словно вычеркнут из жизни страны: о нем не писали газеты, имя его не упоминалось на торжественных мероприятиях. Но в действующей армии Голованова чтили и помнили. Советский поэт Феликс Чуев вспоминал, что военные самолеты, пролетавшие над дачей маршала обязательно приветствовали его покачиванием крыльев. Эта, поистине народная почесть, стоила намного дороже статей в печати и медалей к юбилейным датам.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.