Норман Роквелл (Norman Percevel Rockwell) начал карьеру иллюстратора в подростковом возрасте, сотрудничая с известными журналами и газетами. Также он писал серьезные картины: созданная Роквеллом во время Второй мировой войны серия «Четыре свободы» настолько пришлась по вкусу согражданам художника, что вмиг стала культовой и объездила с выставками все Штаты.
Но любят иллюстратора не только в США, и не только за насущность его работ: все дело в том, что персонажи Нормана настолько близки и понятны зрителям, что рассматривать его картины приятно каждому. Сегодня мы предлагаем поговорить о ключевых событиях и работах в жизни Нормана Роквелла.
Роквелл и бойскауты
Мальчишкой Норман Роквелл не пользовался авторитетом у школьных товарищей: худой, высокий, неуклюжий и неспортивный, он гораздо больше времени проводил в вымышленных мирах, чем в играх и состязаниях. Но уже тогда Норман отличался от своих сверстников не только нескладным телосложением: с самого детства у будущего художника была страсть к творчеству, и Роквелл сумел превратить это увлечение в свое главное достоинство.
«Рисование — это всё, что у меня было, поэтому я начал посвящать этому вообще всю свою жизнь. Я рисовал постоянно. Постепенно мои узкие плечи, длинная шея и косолапие стали не так важны для меня. Я рисовал, и рисовал, и рисовал», — рассказывал иллюстратор.
Вскоре Норман понял: чтобы превратить хобби в дело всей жизни, нужно получить профессиональные навыки — значит, придется чем-то жертвовать. В 14 лет он бросил общеобразовательную школу, предпочтя ей учебу в Академии дизайна, а после перешел в более либеральную Лигу студентов-художников Нью-Йорка. Там у Роквелла появились преподаватели, чьи наставления он будет вспоминать до конца жизни: Джордж Бриджмен (George Bridgman) обучал студентов анатомии, а Томас Фогарти (Thomas Fogarty) убеждал их, что каждый иллюстратор должен представлять изображаемый мир до мельчайших деталей.
Норман усваивал знания буквально «на лету»: свой первый заказ на рождественские открытки он выполнил в 15-летнем возрасте, а в 19 уже проиллюстрировал книгу Карла Клауди (Carl H. Claudy) «Скажи мне почему: истории о матушке-природе». Но самым важным делом художника стало его сотрудничество с бойскаутским изданием Boy's Life: в 1914 году Роквелл получил должность художественного редактора журнала, и на протяжение трех лет создавал обложки и иллюстрации для него.
В тот же период семья Роквеллов переехала в пригород Нью-Йорка — Нью-Рошель. Там Норман познакомился с карикатуристом Клайдом Форсайтом (Clyde Forsythe), в складчину с которым открыл студию. Клайд был сотрудником журнала The Saturday Evening Post и, видимо, имел наметанный глаз — во всяком случае, он быстро оценил талант своего друга и убедил его отправить иллюстрации в издание, где работал он сам. Мало кто мог устоять перед обаянием роквелловских героев — и журнал тут же принял художника на работу.
Сотрудничество Нормана и The Saturday Evening Post стало по-настоящему легендарным: издатели восхищались правдивостью и ироничностью роквелловских иллюстраций, а художник считал журнал «величайшей витриной, в которой видна Америка». В результате в течение следующих 47 лет на обложке Post появилась еще 321 работа Роквелла.
«Четыре свободы»
1930-е стали бурными годами для Нормана Роквелла: в этот период он развелся, женился вновь, стал отцом троих детей и переехал с семьей в небольшой городок Арлингтон в штате Вермонт.
В творческом плане этот период был не менее плодотворным: художник беспрерывно работал и осваивал новый способ создания иллюстраций. Для того, чтобы они были более реалистичными, Роквелл продумывал обстановку, костюмы и позы персонажей, а затем делал множество фото финальной композиции, визуализируя будущее изображение в деталях. Если его ранние работы были похожи на незамысловатые сцены из немого кино, то к 1940-м годам на полотнах стали разыгрываться сложнейшие сценарии.
В это время авторитетный журнал Time уже назвал Нормана «самым любимым живым художником США», но произведения, которые покорят публику абсолютно, были еще впереди.
7 декабря 1941 года Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну, а через месяц Франклин Рузвельт (Franklin Roosevelt) выступил в Конгрессе со знаменитой речью «Четыре свободы». В ней американский президент провозглашал фундаментальные права человека, нуждающиеся в повсеместной защите.
До того момента Норман Роквелл редко создавал картины на серьезные темы: гораздо чаще сюжетами его работ становились повседневные сценки и тонко подмеченные ситуации. Но теперь художник понимал: людям было нужно что-то такое, что утешило и вдохновило бы их в сложное время. И он принялся за работу над полотнами, каждое из которых иллюстрировало одну из «свобод», декларированных Рузвельтом.
Семь месяцев Роквелл работал в поте лица, похудел на 15 фунтов и, наконец-то, создал произведения, о которых однажды скажет: «Эти картины для меня значат больше, чем все, что я сделал раньше». Но они стали знаковыми не только для самого художника, но и для всей страны: полотна «Свобода слова», «Свобода вероисповедания», «Свобода от нужды» и «Свобода от страха» объездили с выставками все Штаты и помогли собрать более $130 миллионов на военные нужды.
Однако вместе с признанием к Норману Роквеллу пришла беда: в том же, 1943 году, когда иллюстратор написал «Четыре свободы», в его мастерской случился пожар. В огне погибло множество работ, костюмов и реквизита. Этот несчастный случай буквально разделил карьеру художника на две части: теперь он вынужден был «отстраивать» свой творческий мир с основ.
Последний период
В 1959 году жена Нормана Мэри (Mary Barstow Rockwell) скончалась от сердечного приступа, и, чтобы поддержать отца, сын художника Томас (Thomas Rhodes Rockwell) предложил ему написать автобиографию. Книга «Мои приключения в качестве иллюстратора», созданная в соавторстве старшим и младшим Роквеллами, была опубликована в следующем году, а на ее обложке красовался «Тройной автопортрет» Нормана, ставший одним из самых известных его произведений.
Понемногу художник пришел в себя и вернулся к холстам и краскам. В этот период его жизни сотрудничество с The Saturday Evening Post подошло к концу: последняя иллюстрация Роквелла в этом журнале была опубликована в 1963 году.
В то же время Норман начал работать с другим авторитетным изданием — Look — и то ли теперь у него наконец-то появилась возможность высказаться на интересующие темы, то ли такими были заказы, но на смену беззаботным сюжетам пришло освещение серьезных вопросов. Бедность, неравенство, гражданские права, освоение космоса — обо всем этом говорили работы «позднего» Роквелла.
Личная жизнь иллюстратора налаживалась: спустя два года после смерти Мэри Норман снова женился. Каждый день счастливые супруги выезжали на велосипедную прогулку — сегодня на официальном сайте художника можно найти их обычный маршрут и повторить его.
При этом на первом месте для Роквелла всегда оставалась работа: по словам друзей художника, она была для него ответом на все вопросы. И Норман не прекращал творить почти до конца своей жизни: в 1976 году он выполнил последний заказ для бойскаутов Америки. Эта иллюстрация завершила партнерство, продолжавшееся 64 года.
За свою долгую карьеру Норман Роквелл создал более 4000 картин и графических работ. Художник всегда говорил, что у него «не хватает времени написать все, что он хочет», но его иллюстрации до сих пор согревают и радуют людей по всему миру — и это как раз тот случай, когда важно и качество, и количество.
Автор: Элина Багмет