Найти тему
История и искусство / Artifex

Норман Роквелл: вундеркинд от искусства

Оглавление

Норман Роквелл (Norman Percevel Rockwell) начал карьеру иллюстратора в подростковом возрасте, сотрудничая с известными журналами и газетами. Также он писал серьезные картины: созданная Роквеллом во время Второй мировой войны серия «Четыре свободы» настолько пришлась по вкусу согражданам художника, что вмиг стала культовой и объездила с выставками все Штаты.

Но любят иллюстратора не только в США, и не только за насущность его работ: все дело в том, что персонажи Нормана настолько близки и понятны зрителям, что рассматривать его картины приятно каждому. Сегодня мы предлагаем поговорить о ключевых событиях и работах в жизни Нормана Роквелла.

Норман Роквелл, «Тройной автопортрет», 1960 год
Норман Роквелл, «Тройной автопортрет», 1960 год

Роквелл и бойскауты

Мальчишкой Норман Роквелл не пользовался авторитетом у школьных товарищей: худой, высокий, неуклюжий и неспортивный, он гораздо больше времени проводил в вымышленных мирах, чем в играх и состязаниях. Но уже тогда Норман отличался от своих сверстников не только нескладным телосложением: с самого детства у будущего художника была страсть к творчеству, и Роквелл сумел превратить это увлечение в свое главное достоинство.

«Рисование — это всё, что у меня было, поэтому я начал посвящать этому вообще всю свою жизнь. Я рисовал постоянно. Постепенно мои узкие плечи, длинная шея и косолапие стали не так важны для меня. Я рисовал, и рисовал, и рисовал», — рассказывал иллюстратор.

Норман Роквелл, «Один день из жизни девочки», 1952 год
Норман Роквелл, «Один день из жизни девочки», 1952 год

Вскоре Норман понял: чтобы превратить хобби в дело всей жизни, нужно получить профессиональные навыки — значит, придется чем-то жертвовать. В 14 лет он бросил общеобразовательную школу, предпочтя ей учебу в Академии дизайна, а после перешел в более либеральную Лигу студентов-художников Нью-Йорка. Там у Роквелла появились преподаватели, чьи наставления он будет вспоминать до конца жизни: Джордж Бриджмен (George Bridgman) обучал студентов анатомии, а Томас Фогарти (Thomas Fogarty) убеждал их, что каждый иллюстратор должен представлять изображаемый мир до мельчайших деталей.

Норман усваивал знания буквально «на лету»: свой первый заказ на рождественские открытки он выполнил в 15-летнем возрасте, а в 19 уже проиллюстрировал книгу Карла Клауди (Carl H. Claudy) «Скажи мне почему: истории о матушке-природе». Но самым важным делом художника стало его сотрудничество с бойскаутским изданием Boy's Life: в 1914 году Роквелл получил должность художественного редактора журнала, и на протяжение трех лет создавал обложки и иллюстрации для него.

Обложка, созданная Роквеллом для журнала Boy's Life, 1913 год
Обложка, созданная Роквеллом для журнала Boy's Life, 1913 год

В тот же период семья Роквеллов переехала в пригород Нью-Йорка — Нью-Рошель. Там Норман познакомился с карикатуристом Клайдом Форсайтом (Clyde Forsythe), в складчину с которым открыл студию. Клайд был сотрудником журнала The Saturday Evening Post и, видимо, имел наметанный глаз — во всяком случае, он быстро оценил талант своего друга и убедил его отправить иллюстрации в издание, где работал он сам. Мало кто мог устоять перед обаянием роквелловских героев — и журнал тут же принял художника на работу.

Норман Роквелл, «Мальчик с коляской», 1916 год
Норман Роквелл, «Мальчик с коляской», 1916 год

Сотрудничество Нормана и The Saturday Evening Post стало по-настоящему легендарным: издатели восхищались правдивостью и ироничностью роквелловских иллюстраций, а художник считал журнал «величайшей витриной, в которой видна Америка». В результате в течение следующих 47 лет на обложке Post появилась еще 321 работа Роквелла.

Норман Роквелл, «Девочка с синяком под глазом», 1953 год
Норман Роквелл, «Девочка с синяком под глазом», 1953 год

«Четыре свободы»

1930-е стали бурными годами для Нормана Роквелла: в этот период он развелся, женился вновь, стал отцом троих детей и переехал с семьей в небольшой городок Арлингтон в штате Вермонт.

В творческом плане этот период был не менее плодотворным: художник беспрерывно работал и осваивал новый способ создания иллюстраций. Для того, чтобы они были более реалистичными, Роквелл продумывал обстановку, костюмы и позы персонажей, а затем делал множество фото финальной композиции, визуализируя будущее изображение в деталях. Если его ранние работы были похожи на незамысловатые сцены из немого кино, то к 1940-м годам на полотнах стали разыгрываться сложнейшие сценарии.

Норман Роквелл, «Побег», 1958 год
Норман Роквелл, «Побег», 1958 год

В это время авторитетный журнал Time уже назвал Нормана «самым любимым живым художником США», но произведения, которые покорят публику абсолютно, были еще впереди.

7 декабря 1941 года Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну, а через месяц Франклин Рузвельт (Franklin Roosevelt) выступил в Конгрессе со знаменитой речью «Четыре свободы». В ней американский президент провозглашал фундаментальные права человека, нуждающиеся в повсеместной защите.

До того момента Норман Роквелл редко создавал картины на серьезные темы: гораздо чаще сюжетами его работ становились повседневные сценки и тонко подмеченные ситуации. Но теперь художник понимал: людям было нужно что-то такое, что утешило и вдохновило бы их в сложное время. И он принялся за работу над полотнами, каждое из которых иллюстрировало одну из «свобод», декларированных Рузвельтом.

Семь месяцев Роквелл работал в поте лица, похудел на 15 фунтов и, наконец-то, создал произведения, о которых однажды скажет: «Эти картины для меня значат больше, чем все, что я сделал раньше». Но они стали знаковыми не только для самого художника, но и для всей страны: полотна «Свобода слова», «Свобода вероисповедания», «Свобода от нужды» и «Свобода от страха» объездили с выставками все Штаты и помогли собрать более $130 миллионов на военные нужды.

Норман Роквелл, «Свобода слова», 1943 год
Норман Роквелл, «Свобода слова», 1943 год
Норман Роквелл, «Свобода вероисповедания», 1943 год
Норман Роквелл, «Свобода вероисповедания», 1943 год
Норман Роквелл, «Свобода от нужды», 1943 год
Норман Роквелл, «Свобода от нужды», 1943 год
Норман Роквелл, «Свобода от страха», 1943 год
Норман Роквелл, «Свобода от страха», 1943 год

Однако вместе с признанием к Норману Роквеллу пришла беда: в том же, 1943 году, когда иллюстратор написал «Четыре свободы», в его мастерской случился пожар. В огне погибло множество работ, костюмов и реквизита. Этот несчастный случай буквально разделил карьеру художника на две части: теперь он вынужден был «отстраивать» свой творческий мир с основ.

Последний период

В 1959 году жена Нормана Мэри (Mary Barstow Rockwell) скончалась от сердечного приступа, и, чтобы поддержать отца, сын художника Томас (Thomas Rhodes Rockwell) предложил ему написать автобиографию. Книга «Мои приключения в качестве иллюстратора», созданная в соавторстве старшим и младшим Роквеллами, была опубликована в следующем году, а на ее обложке красовался «Тройной автопортрет» Нормана, ставший одним из самых известных его произведений.

Понемногу художник пришел в себя и вернулся к холстам и краскам. В этот период его жизни сотрудничество с The Saturday Evening Post подошло к концу: последняя иллюстрация Роквелла в этом журнале была опубликована в 1963 году.

Норман Роквелл, «Застольная молитва», 1951 год
Норман Роквелл, «Застольная молитва», 1951 год

В то же время Норман начал работать с другим авторитетным изданием — Look — и то ли теперь у него наконец-то появилась возможность высказаться на интересующие темы, то ли такими были заказы, но на смену беззаботным сюжетам пришло освещение серьезных вопросов. Бедность, неравенство, гражданские права, освоение космоса — обо всем этом говорили работы «позднего» Роквелла.

Норман Роквелл, «Проблема, с которой мы все живем», 1964 год
Норман Роквелл, «Проблема, с которой мы все живем», 1964 год

Личная жизнь иллюстратора налаживалась: спустя два года после смерти Мэри Норман снова женился. Каждый день счастливые супруги выезжали на велосипедную прогулку — сегодня на официальном сайте художника можно найти их обычный маршрут и повторить его.

Норман Роквелл, «Семья вернулась домой из отпуска», 1930 год
Норман Роквелл, «Семья вернулась домой из отпуска», 1930 год

При этом на первом месте для Роквелла всегда оставалась работа: по словам друзей художника, она была для него ответом на все вопросы. И Норман не прекращал творить почти до конца своей жизни: в 1976 году он выполнил последний заказ для бойскаутов Америки. Эта иллюстрация завершила партнерство, продолжавшееся 64 года.

Норман Роквелл, «Скаутмастер», 1956 год
Норман Роквелл, «Скаутмастер», 1956 год

За свою долгую карьеру Норман Роквелл создал более 4000 картин и графических работ. Художник всегда говорил, что у него «не хватает времени написать все, что он хочет», но его иллюстрации до сих пор согревают и радуют людей по всему миру — и это как раз тот случай, когда важно и качество, и количество.

Автор: Элина Багмет