"Козел отпущения" Рене Жирара — очень актуальная в связи с сегодняшними гонениями русских в Европе книга. Кажется очевидным, что причина этих гонений — война на Украине, но Рене Жирар усматривает в такого рода насилии механизм самосохранения культуры.
Средневековые суды над ведьмами тоже находили вполне очевидные причины для их сжигания, а евреев считали ответственными за заражение людей чумой через воды рек и колодцев. Жирар утверждает, что все подобные обоснования групповых гонений — ложь во успокоение самих гонителей, а жертвы невинны. Необходимость в их обвинении возникает из–за того самого базового механизма культуры — "механизма козла отпущения".
Этот видеоролик хорошо демонстрирует то, что Р. Жирар называет "гонительскими искажениями". Ситуация в нем представлена так, как она выглядит с точки зрения мигрантов. Немцы здесь выглядят лицемерами. Но сами немцы своего лицемерия не видят, они не менее искренни в своем поведении, чем мигранты. Вполне можно представить себе, как бы выглядела история, если бы ее рассказывали сами немцы. Герои в ней действительно будут помогать беженцам, а не дискриминировать людей по расовому признаку, и уж конечно не набирать себе сексуальных рабынь.
Фильмы "Расемон" (1950) и "Последняя дуэль" (2021) - примеры того, как история меняется со сменой субъективных нарративов. Каждый человек видит себя в лучшем свете, а источником зла всегда рассматривает что-то (или кого-то) извне.
Но почему возникает эффект козла отпущения? Любая культура, говорит Р.Жирар, строится на подражании, или миметизме. Мы подсознательно страдаем от недостатка бытия, наши желания всегда основаны на подражании какому–то идеалу, какой–то модели. Одни модели далеки и недостижимы, как кумиры, исторические персоны, родители для ребенка и т.д., другие близки и равны нам, как соседи, однокашники, коллеги, конкуренты и т.д.
Подражание отдаленным моделям порождают моду и "обезразличенность" (indifférenciation), поскольку "звездам" подражают все, или многие. Объект желаний тем ценнее, чем больше людей хочет им обладать, и чем сильнее это желание. Множество людей копируют у модели манеру поведения, стиль одежды и прочее. Все это уничтожает индивидуальность человека. Ближние, которых субъект воспринимает как равных себе, как несовершенных созданий, в отличие от кумиров, выступают то в роли моделей, то в роли последователей. Происходит многократное отзеркаливание друг друга.
В результате такого отзеркаливания общей моделью поведения становится соперничество само по себе. Многократно копируясь конкурентами, оно усиливается настолько, что сам объект желания уходит на задний фон, или даже уничтожается, а людей увлекает уже желание победить другого любыми средствами. Эта бессознательная борьба эго, на уровне сознания объясняется расхождениями во мнениях, убеждениях конкурентов. Обвинения, обиды, нарциссизм, ресентимент — порождение миметичной конкуренции.
В ситуации, когда каждый обвиняет другого, ненависть захватывает общество, как пандемия. Общество становится обезразличенным во всеобщей ненависти, и начинает искать выход из этого хаоса.
"Неразрешимая дискуссия отражает кризис, стремящийся разрешиться," — описывает эту ситуацию Р. Жирар.
Чтобы прекратить хаос нужен козел отпущения. Этой ролью наделяли людей, отличавшихся от масс — чужаков, иноземцев, калек, власть предержащих и т.д. Именно эти внешние "признаки виктимности" являются истинными причинами назначения их на роль козла отпущения, а вовсе не те преступления, которые им приписываются. Кибербуллинг, культура отмены, издевательства в школе (фильм "Чучело" (1983)), или в коллективах — это потребность группы найти выход из кризисной ситуации.
Через обвинение одной общей жертвы группа обретает единство — единство обезразличенной толпы. Война всех против всех обращается в объединительный ритуал жертвоприношения чужака. Это он виновен во всех бедах, он навел порчу, распространил болезнь по миру, повлиял на выборы, выкрутил лампочку в подъезде и т.д. При этом, как мы уже видели в ролике, толпа даже не ощущает себя таковой.
Помимо единства гонителей, которое позволяет им выстроить "правильную" (а по сути, удобную для них) реальность, для механизма козла отпущения важна также стадия кульминации кризиса, за которой и без всех этих жертв следует его разрешение.
"Разумеется, козлы отпущения не избавляют ни от настоящих эпидемий, ни от засух, ни от наводнений... Козел отпущения воздействует только на человеческие отношения, разлаженные кризисом, но он производит такое впечатление, словно воздействует равным образом и на внешние причины — чуму, засуху и прочие объективные бедствия."
Так работает принцип самосохранения любого общества — и первобытного, и самого сложного, утонченного и пацифистского, считает Р. Жирар. Правда, после жертвы Христа этот механизм был нейтрализован. Если в ранних мифах и поздних "гонительных описаниях" жертва представлялась реально виновной в злодеяниях и наказанной по заслугам, то история Христа представляет жертвоприношение таким, какое оно есть на самом деле — жертва в нем невинна, и страдает не за свои грехи, а за грехи его гонителей, которые ослепленные бессознательным механизмом "не ведают, что творят".
Через это описание бессознательный механизм становится осознанным. Люди начинают осознавать, что обвинения жертв безосновательны, и таким образом порочный круг разрывается. Появление христианства — это своего рода массовая психотерапия, которая дала обществу шанс на самооздоровление. Впрочем, сами служители новой религии позже не раз попадали под воздействие механизма козла отпущения, объявляя священные войны, устраивая инквизицию и прочее.
Русские в Европе всегда были "другими", т.е. в терминологии Жирара, они всегда обладали виктимными признаками. СВО на Украине - достаточно веская причина, чтобы опасаться России, но попытки отменить всю русскую культуру, препятствия, которым в Европе стали чиниться русским студентам и туристам - все это показатели того, что русских выбрали в качестве козлов отпущения. Русские с Путиным во главе подняли цены на топливо в США и заставили европейцев мыться реже. Все серьезные аналитики в один голос утверждают, что это не так, но рост цен как называли Putin's hike, так и продолжают. Доподлинно известно, что это британцы купили у Цукерберга данные о пользователях Facebook и использовали их при продвижении Трампа, а потом и Брексита, но СМИ винят в этом по-прежнему русских хакеров. Снег в Техасе - тоже проделки русских. Русские - это само зло. И это зло необходимо принести в жертву, чтобы стало мир очистился. На самом же деле, проблемы, переживаемые Западом имеют совершенно иную, внутреннюю природу. В отношении же русских просто включился механизм козла отпущения, который описывает Рене Жирар.