Наткнулись на новость на одном американском логистическом ресурсе о том, что глобальный гигант компания Kraft Heinz, которая является третьим по величине среди компаний по производству пищевых продуктов и напитков в Северной Америке и пятым в этом сегменте во всём мире, использует на своих региональных распределительных центрах сторонних поставщиков логистических услуг.
Так, например, Kraft Heinz владеет региональным распределительным центром площадью 70 тыс. кв метров в г. Хаслетте в Техасе, который использует для хранения продукции и ее распределения по всему юго-западу США.
До недавнего времени всю логистику это центра осуществляла немецкая компания DB Schenker, логистическая дочка Deutsche Bahn, оператора немецких железных дорог. Собственно, новость заключалась в том, что ей на смену приходит другая немецкая компания DHL, логистический гигант, предоставляющий глобальные транспортные услуги.
Что из этого следует, и что нас несколько удивило
Одна из крупнейших транснациональных корпораций мира Kraft Heinz, обладающая неограниченными финансовыми и организационными ресурсами, не осуществляет доставку собственной продукции до потребителей, а отдает свою региональную оптовую дистрибуцию в США на аутсорс.
А этот аутсорсовый контракт выигрывают одна немецкая компания, потеснив другую немецкую компанию.
И вот примерно в это же время, мы читаем новости из России о том, что OZON и «Яндекс-Маркет» начали создавать собственные схемы и in-house службы по организации параллельного импорта товаров. Что в целом соответствует распространенной практике в России по полному самообеспечению бизнеса и производственными и логистическими мощностями.
В целом бизнес-модель с созданием множества сервисных подразделений внутри компании свидетельствует о незрелости бизнес-системы, и сервисного бизнес-сегмента в частности.
Для более развитой бизнес среды характерна специализация на профильной деятельности и целенаправленная консолидация капитала именно на нужды продуктовой конкурентной борьбы. И в производственном и торговом сегментах, и в транспортных услугах, и в логистике.
Такой процесс стартовал в российской бизнес-среде еще с начала двухтысячных. Наиболее известные и успешные примеры – это «Северстальтранс» (сегодня «Н-Транс»), и «Первая грузовая компания» (ПГК).
Выделенные в самостоятельные компании транспортные провайдеры крупных металлургических холдингов. Последние несколько лет в направлении выделения транспортной логистики на аутсорсинг активно развивался и российский ритейл.
Однако, откат назад на примере OZON и «Яндекс-Маркет», скорее всего, имеют ряд объективных предпосылок.
Первое, недостаточная зрелость рыночного транспортно-логистического предложения для обеспечения собственных нужд. Второе – это низкая общерыночная компетенция профильных провайдеров транспортных услуг в новых схемах антисанкционной логистики.
Далее, высвобождение бизнес-ниш в логистике из-за ухода западного капитала, бизнеса и услуг.
И наконец, высокая доступность свободных средств, в том числе кредитных для инвестирования. Все это делает целесообразным пока строить и содержать собственный «транспортный цех», нежели искать перевозчиков на стороне.
#логистика #спецоперация #сша #санкции #кризис