Найти тему

Решение числовых ребусов. Как можно про них думать

Photo by Taras Hrytsak on Unsplash
Photo by Taras Hrytsak on Unsplash

В начальной школе дети легко осваивают действия в столбик. Они запоминают алгоритм и используют его. Но в пятом классе необходимо вывести знания о действиях в столбик на более осознанный уровень. Для этого подходят числовые ребусы, в которых цифры заменяются на символ. Задача по имеющейся информации понять, что были за числа.

На прошлой неделе опубликовала несколько ребусов. Посмотрим, как их можно решать. Начнем с простого, умножение двух чисел.

-2

Какую информацию можно получить из этой записи?

1) Самое очевидное. При умножении десятков второго числа на единицы первого получается число заканчивающееся цифрой 7. Это даёт несколько вариантов.

-3

2) Менее очевидные, но очень важные условия. При умножении двузначного числа на цифру получается двузначное число. Это позволяет отбросить первый вариант. Потому что девять умноженное на наименьшее двузначное число с тройкой на конце уже даст трехзначное. 13 · 9 = 117.

3) Результат - четырехзначное число. Это значит, что прибавив к семерки цифру мы получим двузначное число. Тогда его десятки пойдут в разряд сотен. Наибольшее число, которое можно получить при сложении 16 = 9 + 7. При этом к разряду сотен добавится единица. Значит там должна стоять цифра 9. Иначе в разряд единиц тысяч не попасть.

-4

Число 97 простое, т.е. делится только на себя и на единицу. Тогда остаётся только второй вариант. При этом второе условие даёт окончательный ответ.

-5

Пример с делением

Традиционно примеры с делением чуть сложнее. Особенно, если не разобраться в каких случаях в частном ставится ноль. С помощью подобных ребусов этот вопрос можно объяснить еще раз. Как мне кажется, получается нагляднее.

-6

Какую информацию даёт этот пример?

1) Вычитание производится три раза, а количество знаков в частном - пять. Значит в частном два нуля. Первый в разряде единиц тысяч, второй в разряде десятков. Именно эти разряды не делятся на делитель. Их как бы пропустили и перешли в следующий разряд. Такие пропуски и порождают ноль в частном.

-7

2) При умножении делителя на 2, получается трехзначное число. Тогда двузначное число получается только при умножении на единицу. Таким образом мы получаем частное.

-8

3) В первом вычитании участвуют трехзначное и двузначное число, а получается однозначное. Значит делитель больше 90, а делимое начинается с цифр 1, 0.

-9

4) При умножении числа больше 90 на 2, получится число больше 180. Значит разница в первом вычитании равна 1. Соответственно числа будут 100 - 99 = 1. Таким образом мы нашли делитель, а зная частное легко находим делимое.

-10