Советская милиция была уважаемым ведомством. По крайней мере, создается такое впечатление, если смотреть старые фильмы. Я думаю, что оно не обманчивое. Потому что, во-первых, в Советском союзе милиционер должен был быть высокоморальным человеком. Хотя приходили служить разные товарищи. Во-вторых, на милицейские должности был довольно строгий отбор в спокойные времена.
Понятно, что народная милиция, рожденная Революцией, изначально формировалась по принципу: берем, если есть огонь в глазах. Нужны были добровольцы, много добровольцев. И никто не смотрел на прошлое, на внешность, на уровень знаний и физическое развитие. Но эта история довольно быстро завершилась.
Как только советская власть укрепилась в стране, в милиционеры стали отбирать очень внимательно, без всяких поблажек.
В годы Великой Отечественной войны свободных мужчин не хватало. Государство издало документ, согласно которому в НКВД можно было принимать инвалидов войны, способных по состоянию здоровья вести борьбу с врагами советского общества. Об этом пишет Дмитрий Зарубин в книге «Июль 1942».
В целом отбор существовал. И был он довольно серьезным.
Внимание обращали на несколько вещей.
Здоровье
Особо строго на это смотрели на закате СССР – в 1988 году. Приказ от 25 мая указанного года четко давал понять, кому служба в органах не светит. Отказать могли человеку, который:
· весит менее 45 килограммов;
· имеет рост менее 150 сантиметров;
· имеет узкую грудную клетку.
Не приветствовались разного рода аномалии:
· лишние пальцы;
· рубцы;
· искривление позвоночника;
· отсутствие более 10 зубов;
· заикание;
· косноязычие и так далее.
Государство хотело видеть в милиции людей среднего или высокого роста, достаточно плотных, с широкой грудной клеткой, привлекательных.
И это было, пожалуй, правильное желание. Многие милиционеры всегда на виду у народа. Нужно, чтоб образ стража порядка был привлекательным.
И сейчас многие требования, особенно, касающиеся состояния здоровья, сохранились. Например, в Патрульно-постовую службу, в ГИБДД всегда брали людей с категорией годности А1 – самой высокой, так скажем. К оперативникам высокие требования. К участковым и следователям – вопросов возникает меньше. Тот же следователь работает в кабинете и головой. Поэтому ему физическая сила как бы не очень-то и нужна.
Внешность
Мы про неё начали говорить. Продолжим. Но нужно учитывать времена, о которых идет речь, а также ведомство.
Например, до 1923 года в милицию брали всех подряд. А потом стали присматриваться. Милиционер был красивым, статным, без шрамов и татуировок, без отталкивающих черт лица и так далее. Впрочем, исключения делали. Если гениальный следователь выглядит, как Квазимодо, что ж, отказываться от него?! Не отказывались.
В НКВД (КГБ) не нужны были красавчики. Главное, чтобы внешность была «обычная». Проще говоря, «неприметная». Разведчику не нужно было лишнее внимание со стороны. Наоборот, в ведомстве хотели, чтобы их человека не запоминали окружающие.
Пока писала про внешность, вспомнила, что нужно было добавить в предыдущий блок. Там в советских приказах писали, что людей с аномальными половыми органами, в том числе слишком большими, брать на службу не рекомендуется. Интересно, чем могли аномальные половые органы помешать органам внутренним?
Национальность
Не рекомендовали брать на службу в органы евреев, чеченцев, финнов, калмыков и некоторых других. Я б не сказала, что это был какой-то нацизм. Нет. Делали исключения, хорошо зарекомендовавшие себя чеченцы служили во внутренних органах – без проблем. Но все же представители этих и некоторых других национальностей считались неблагонадежными.
Это такая история… неоднозначная. По слухам, в ВДВ старались брать только славян. Может быть и существовало это негласное правило. Но я открыла список десантников Героев России и СССР и убедилась, что среди них не только русские, украинцы и белорусы. Есть выходцы с Кавказа, из Азии.
Прошлое
Когда советские органы начинали только формироваться, туда брали людей с криминальным прошлым. Тех, кто был осужден за имущественные преступления, но не за преступления против личности. Причем желательно было, чтобы с момента вынесения приговора прошло хотя бы лет пять. Но делали исключения. Делали.
Позже число требований возросло:
· был судим – отказ;
· не служил в армии – отказ;
· нет опыта оперативной работы – отказ;
· нет образования – отказ.
В КГБ к этому всему относились проще. Пожалуй, кроме темы судимости. Там искали самых настоящих самородков, которые были способны великолепно вести разведывательную деятельность.