Продолжаем изучать маленькие секреты большого дома - сталинской высотки МГУ
На втором этаже в нём располагаются два парадных фойе, где по периметру потолка расположены невероятные по мастерству исполнения флорентийский мозаики
Тридцать портретов в одном зале - это русские и советские ученые, во втором зале - мировые
Создает их в 1951 году Дейнека
⠀
В чем их особенность - они почти монохромные, но словно объёмные и живые
Эти работы уникальны
Мозаику обычно воспринимали как архаичное искусство, которое стремится к архаичности изображений в связи с технологией создания работ
⠀
Но здесь тонко использованы переходы оттенков мрамора, что создала на плоскости иллюзию рельефного объема.
⠀
Мы даже не задумываемся с какими трудностями сталкивался автор
⠀
Размер портретов должен был быть одинаков, повернут в одну сторону в профиль, и каждый вписан в круг
Но у некоторых ученых прическа или борода не хотели умещаться в строгие геометрические Рамки
⠀
Никак не хотели умещаться роскошный парик Лейбница и борода Леонардо да Винчи
Архитектор Руднев, отчаявшись, даже даже предложил подстричь Леонардо ( сделать на мозаике бороду меньше, нежели на его портрете)
Но обошлись без этого - пришлось уменьшить профили всех, добавив в круг, кроме головы, плечевой пояс, и это решило проблему
⠀
А теперь задумайтесь.
Сохранились ли у всех шестидесяти ученых портретные изображения в профиль? Зачастую их не было.
Дейнеке приходилось совершать невероятное
Та, например, для работы над профилем Авиценны смогли отыскать лишь одну слабую средневековую гравюру, да и то в фас. И вот с этого изображения сделали портрет в профиль.
⠀
Похожая задача возникла и при работе с изображениями других ученых. Зачастую имелись изображения в оборот 3/4, и их приходилось «поворачивать»
Только огромный опыт скульптора помогал справиться с такой необычной и сложной задачей
⠀
По первоначальному замыслу в обоих фойе на торцевых стенах хотели р изобразить Маркса и Энгельса, Ленина и Сталина
Но в конечном варианте вместо основоположников марксизма-ленинизма появились цитаты:
«Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека» (Павлов)
«Посев научный взойдет для жатвы народной» (Менделеев)
«Правда, человек не имеет крыльев, но я верю, что он полетит. Опираясь не на силу своих мускулов, а на силу разума» ( Жуковский)
⠀
Но самый главный секрет прячется в четырёх, расположенных рядом портретах русских (советских) ученых.
Ковалевский, Пржевальский, Миклуха-Маклай, Ковалевская.
Вглядитесь в их черты. Они не только похожи на своих прототипов, но и невероятно напоминают нам Ленина, Сталина, Калинина, Крупскую
⠀
Верить или нет - решать вам, но посмотрите на фотографии мозаик