Найти тему
Сильная вера.

Язычество как целостное мировоззрение

язычник
язычник

Следующий текст взят из книги «Почему мы ссоримся».

Философское или религиозное отношение, или умственная установка, обычно политеистического или пантеистического характера, образующая противоположность мессианским и апокалиптическим религиям и монотеистическим религиозным и светским религиозным верованиям или западному материализму.

Кристофер Жерар, один из лучших знатоков язычества (которое для него прежде всего внутреннее чувство), пишет:

«Язычество как целостное мировоззрение означает (...) верность племени, под которым понимается самая долгая память, укореняющееся в разнородных источниках, открывающееся незримому (...) деятельному сотрудничеству с миром, поиску равновесия между микрокосмом и макрокосмом. Язычество в основе своей естественная религия, т.е. религия природы и ее вечных циклов. Он самый древний в мире, потому что он родился вместе с ним — если наш мир когда-либо «рождался». Язычество, далеко не причудливая прихоть нескольких чудаков, а избранное хобби нескольких ученых голов, жаждущих мифического «золотого века», стало, осмелюсь здесь сказать, имплицитно самой важной из всех религий» (в: Parcours paien, L'Age'Homme).

Жерар оценивает количество язычников на всех пяти континентах в 1,5 миллиарда, что сразу же делает язычество самой крупной религиозной общиной. Далее он пишет:

"Без преувеличения (...) мне кажется, что то язычество, которым мы сейчас живем, просто несовместимо со всем, что унижает человека. Поскольку оно по-прежнему прославляет жизнь и вечную жизненную силу, язычество отвергает абсолютно все, что унижает или порабощает: наркотики, все формы зависимости, нездоровый образ жизни».

Иными словами: жить язычеством не значит жить бездонно или безудержно, оно не имеет ничего общего с распущенной, враждебной жизни моралью современного Запада, как хотели бы сказать нам некоторые церковные сановники. Парад любви или Гей-парад тоже отдаленно не похожи на языческую вакханалию! С другой стороны, язычество вовсе не «суеверно» и уже не является чередой пустых ритуалов. Это возражение относится скорее к исламу, который является самой суеверной и в то же время самой формальной религией, самой чуждой язычеству.

Пьер Виаль сказал о язычестве, что оно не «антихристианское», но также и не христианское и постхристианское, добавив:

«Быть язычником — значит отвергать перевернутые ценности, которые Ницше признает и грабит в христианстве, брать за образец для подражания героя, а не мученика. Христианский культ страдания всегда был против меня. Превознесение «спасительной» ценности страдания имеет, мне кажется, что-то общее с мазохизмом».

(Сегодня среди наших «современных» христиан господствует слепой этномазохизм и самобичевание, не в последнюю очередь в отношении иммиграции, которая огорчает и колонизирует Европу. Таким образом, при каждом удобном случае они проповедуют «долг покаяния» европейцев).

Флакон продолжает:

«Прославление бедных, больных, нищих, что-то в этом роде кажется мне нездоровым. Я предпочитаю греческий идеал, который побуждает спортсменов постоянно преодолевать себя или атараксию Марка Аврелия. И все же язычество — это гораздо больше, чем антиклерикализм и атеизм. К нему относится еще кое-что важное, потому что простого интеллектуального определения язычества было бы недостаточно. Хотя и необходимо, но недостаточно (...) язычество, чтобы существовать, должно быть прожито даже в самых простых действиях повседневной жизни. Так как он представляет собой имманентную святость в мире . (в: Une Terre, un Peuple).

Поэтому для обоих этих авторов язычество является «истинной религией» в гораздо большей степени, чем монотеистические религии, потому что оно объединяет людей одной и той же общины (слово религия происходит, как известно, от латинского religare: соединять), а в свою очередь связывает их с мирозданием, в котором оно везде божественно, где божества не отделены от мира, объявленного «профанным».

Гнозис, повлиявший на масонство, так же мало имеет общего с язычеством. Здесь необходимо перечислить объединяющие существенные черты всех язычеств: наличие в природе сакрального и сверхъестественного, циклическое или сферическое представление о времени (в отличие от мессианских или прогрессивных эсхатологий, в которых время движется линейно к «конец истории»), нежелание рассматривать природу за «собственностью», данной человеку, которую он может эксплуатировать и уничтожать по своему желанию, взаимодействие чувственности и аскетизма, перманентное торжество жизненной силы («да жизни» и «великой здоровье" Ницше Заратустры), идея, согласно которой мир не был «создан», а вытекает из потока творения без начала, без конца, трагического смысла жизни, но без всякого нигилизма, поклонения предкам, племени и биологическому -культурная самобытность нации, неприятие всякой общеоткровенной истины, а потому и всякого фанатизма, всякого догматизма и ревностного, насильственного обращения.