Спинозавр — один из известнейших персонажей эпохи мела. Знаменит он, во-первых, как участник заочного соревнования с тираннозавром за звание крупнейшего наземного хищника всех времён. Во-вторых же, — в связи с последними открытиями, результатом которых стал пересмотр представлений об образе жизни этого динозавра, оказавшимися не наземным, а водным.
...Всё это интересно, но и так известно достаточно хорошо. А значит, переход к вопросам действительно важным и неожиданным можно предварить лишь кратким вступлением, напоминающем основные факты о спинозавре. Для начала, состязание его с тираннозавром, действительно, было заочным. Ящеры жили в разных местах и в разное время: спинозавр в среднем мелу, тираннозавр в позднем. В основе же интриги связанной с размерами лежит лишь плохая относительно сохранность останков и малое количество находок — в случае спинозавра. Ограниченность материала не позволяет исключить реконструкции, при которых его масса достигает 20 тонн, а длина 16 метров. Что делает спинозавра рекордсменом. Однако, куда более вероятно, что спинозавры весили менее 10 тонн…
И да. Назначение знаменитого гребня спинозавра, в честь которого «шипастый ящер» и назван, — неизвестно. Не похоже, что это была «солнечная батарея». Скорее, просто украшение. Наука пока не в курсе дела.
Теперь, об интересном. Так или иначе, — в рамках любых реконструкций, — спинозавр, действительно, был очень велик. И, как теперь точно известно, передвигался на четырёх ногах и вёл полуводный образ жизни, питаясь рыбой. Первоначальная «бипедальная» его реконструкция была связана с ошибкой, допускавшейся палеонтологами первой половины прошлого века. Тероподы реконструировались похожими на Годзиллу, — с положением грудной клетки близким к вертикальному. Позже, исследования скелета позволили установить, что тело двуногих ящеров располагалось горизонтально. И спинозавр стал падать: передняя половина перевешивала. Ещё позже, был найден сохранный хвост, оказавшийся плоским — гребным. Что, в купе со слабыми челюстями и острыми «рыбоядными» зубами, предназначенными лишь для удержания скользкой добычи, доказало водный образ жизни ящера.
...Интересно? Пока, думаю, нет. Ну, большой, ну плавающий… Так динозавры повально большими были, а в воде вес и вовсе значения не имеет… То есть, фокус в данном случае, действительно, требует объяснения. В рассуждениях на самом видном месте торчит ошибка.
Динозавры не были «большими». В общем случае. Типичный травоядный ящер имел типичные же, стандартные, оптимальные для травоядных размеры от «полслона» до «два слона». Этот размер стал нормой в триасе, когда развитие опорно-двигательной системы сняло ограничения массы сухопутного существа на уровне полутонны. При том, что убранные под корпус ноги сместили потолок в область 100-150 тонн. И этот размер оставался типичным для травоядных до неогена включительно. Лишь около 20 миллионов лет назад изобретения в области пищеварения, позволившие совместить вегетарианство со спортивной фигурой, привели к тому, что между мелкими травоядными, прячущимися от хищников, и крупными, способными за себя постоять, вклинились средние, — от хищников убегающие.
Но в частных случаях динозавры могли быть гигантскими. Это касается, например, четвероногих зауроподов и позднемеловых птерозавров. Каждая из таких девиаций обязательно имеет отдельное экологическое объяснение. Начинающееся с правильного вопроса «зачем?» Гигантизм создаёт большие неудобства и просто так, без веских причин, на эту стезю не ступают.
...И теперь можно вернуться к спинозавру. По сравнению с чем он велик? По сравнению с тираннозавридами? Сравнение не корректное. Наземные хищники мела были велики постольку, поскольку велика была их добыча, но спинозавр охотился в воде. По сравнению с морскими ящерами? Нет. Он жил не в море. По сравнению с крокодилами? Были в мезозое здоровенные крокодилы, хотя самый крупный — пурусзавр — жил уже после динозавров, совсем недавно. Но крокодилы охотятся в том числе, если не в первую очередь, на наземных животных, приходящих на водопой.
Спинозавр, способный, судя по длинным ногам, легко передвигаться по суше, а значит, интересующийся мелкими водоёмами, — реками, в первую очередь, — не имеет явных аналогов. Из чего следует, что занимал он особую экологическую нишу. Очевидно, богатую крупной добычей. Питался он, как показали частичные окаменелости содержимого желудка, пресноводными скатами, достигавшими 1.5 метров в длину. Но само по себе это ничего ещё не объясняет. Разъедаться до 10 тонн, чтобы осилить такую добычу, не нужно. Гигантизм же порождает проблему: скатов требуется наловить очень много.
...Понять, в чём загадка, можно, вспомнив другого речного монстра — 8-метрового пермского прионозуха — разросшуюся до безобразия амфибию. Также нажившую себе гигантизмом массу неприятных проблем. По суше двигаться прионозух не мог совсем. Зато, был способен глотать других — 2-3 метровых амфибий, заполонивших пресные воды. Заполонивших, ибо «технологии» той эпохи не позволяли ещё добычу расчленять. Земноводные этого до сих пор не умеют. А значит, трёхметровое животное становилось неуязвимым. Пока не приплывал способный его проглотить целиком прионозух.
Но динозавры проблем с расчленением добычи не имели, и задачу поедания скатов можно было бы решить экономичнее. Так в чём же дело?.. В сильных ногах, вероятно. Как отмечалось выше, спинозавр, в отличие от крокодилов, не сидел на месте, а, пеерев всё достаточно крупное в одном водоёме, уходил по суше в другой. Мобильность обеспечивала ему повышенный доступ к пище.
Однако, водные ресурсы охраняются крокодилами, способными, ввиду экономичности, вырастать даже на ограниченных ресурсах. А на суше спинозавр не мог не пересечься в хищными тероподами. Соответственно, амфибийно-кочевой образ жизни требовал прокачать силу.
Масса была необходима плоховооружённому спинозавру, чтобы спокойно двигаться между водоёмами, а в них — не обращать внимания на хозяев. В рамках данной версии, кстати, гребень из «украшения» превращается в «устрашение». Благодаря ему спинозавр казался ещё крупнее.