Найти в Дзене

2 поток ДВИ МГУ 2022. Полный разбор+оформление

Оглавление

14 июля 2022 прошла вторая волна экзамена ДВИ МГУ по математике.
Давайте разберемся, как его решать)

Вот собственно билет:

Взято с сайта https://alexlarin.net/Abitur/dvi_msu_14072022.html
Взято с сайта https://alexlarin.net/Abitur/dvi_msu_14072022.html

Итак поехали!

1 задание:

-3
Здесь простейшие преобразования:
- сначала вынес двойку за скобку, чтобы не мешалась;
- потом сложил дроби;
- ну и сократил... как обычно легчайшая задача)
Здесь простейшие преобразования: - сначала вынес двойку за скобку, чтобы не мешалась; - потом сложил дроби; - ну и сократил... как обычно легчайшая задача)

2 задание:

-5
В прогрессиях поступаем как обычно. Выражаем всё через первый член и знаменатель.
Так в первом уравнении делим на b1 и скобку, откуда получаем простейшее уравнение. Из него находим q.
ну и записав сумму 7 членов, находим и b1.
В прогрессиях поступаем как обычно. Выражаем всё через первый член и знаменатель. Так в первом уравнении делим на b1 и скобку, откуда получаем простейшее уравнение. Из него находим q. ну и записав сумму 7 членов, находим и b1.

3 задание:

Не простейшее как в 1й волне.
Если раскрыть двойные углы, то ничего не получится - скобки с разным знаком будут.
Поэтому ищем другие способы:
1) нам любезно поставили слева сумму синусов. а справа сумму косинусов тех же углов. Тут становится очевидным, что есть общий косинус. Вот его мы выносим за скобку.
А дальше надо разобраться со скобкой sin-cos. Вспомогательный угол нам в помощь)
А вообще рекомендую такие скобки просто даже запомнить - они частенько встречаются.
В оформлении реализован именно этот метод
2) также можно было бы группировать по одному углу. Тогда у нас и слева и справа скобка sin-cos будет, только разных углов. Опять вспомогательный угол и стандартное уравнение sin=sin. И получите то же самое)
Не простейшее как в 1й волне. Если раскрыть двойные углы, то ничего не получится - скобки с разным знаком будут. Поэтому ищем другие способы: 1) нам любезно поставили слева сумму синусов. а справа сумму косинусов тех же углов. Тут становится очевидным, что есть общий косинус. Вот его мы выносим за скобку. А дальше надо разобраться со скобкой sin-cos. Вспомогательный угол нам в помощь) А вообще рекомендую такие скобки просто даже запомнить - они частенько встречаются. В оформлении реализован именно этот метод 2) также можно было бы группировать по одному углу. Тогда у нас и слева и справа скобка sin-cos будет, только разных углов. Опять вспомогательный угол и стандартное уравнение sin=sin. И получите то же самое)

4 задание:

Ох, опять x  в степени и в основании...
Но мы-то знаем, что в таком случае (при возведении в действительную степень) основание явно больше нуля. Хотя это следует просто из логарифма.
Так как для рационализации нам мешает то, что x может быть равен 1, то рассмотрели этот вариант.
Дальше уже применим рационализацию. Преобразовываем скобку с логарифмами отдельно, чтобы не тягать всё неравенство. Тут у нас стандартные смены основания, логарифм от дроби. Ну и квадратный трехчлен с логом разложили.
Вот теперь у нас всё опять готово к рационализации:)
Применяем её, не забывая, что у нас x>0 и не равен 1.
Опа скобка x-1 желает сократиться - так и сделаем, тем более x не равен 1 уже.
метод интервалов и усё - рисуем ответ.
Ох, опять x в степени и в основании... Но мы-то знаем, что в таком случае (при возведении в действительную степень) основание явно больше нуля. Хотя это следует просто из логарифма. Так как для рационализации нам мешает то, что x может быть равен 1, то рассмотрели этот вариант. Дальше уже применим рационализацию. Преобразовываем скобку с логарифмами отдельно, чтобы не тягать всё неравенство. Тут у нас стандартные смены основания, логарифм от дроби. Ну и квадратный трехчлен с логом разложили. Вот теперь у нас всё опять готово к рационализации:) Применяем её, не забывая, что у нас x>0 и не равен 1. Опа скобка x-1 желает сократиться - так и сделаем, тем более x не равен 1 уже. метод интервалов и усё - рисуем ответ.

5 задание:

Эта задачка уже с хитрецой. А вы заметили, что нам не сказали, какой из углов острый???
1. Если АС будет бОльшей диагональю, то больше не будет пересечений параллелограмма с окружностью и надо это ОБЯЗАТЕЛЬНО обговорить в решении. Так мы доказываем, что В и D - острые. И только после этого можно спокойно решать дальше.
2. М - середина, сразу проверяем нет ли средних линий. Опачки, иди-ка сюда)
Вот вам и радиус через x выражен.
3. Из параллельности OM и BC получается интересное равенство углов.
4. Замечаем, что в треугольнике CON у нас есть все три стороны. Значит по т. cos можем найти любой угол. Очевидно. что лучше искать BCA - он в другие треугольники вхож.
5. А дальше получается уже в треугольнике MOA есть две стороны и угол. Еще раз т. cos и получаем АМ.
6а. А дальше можно найти ОМА все по той же т. cos, а ведь он равен углу В. А потом уже найти тангенс (так сделал в оформлении)
6б или же договориться, что СМ высота равнобедренного АВС. Найти СМ и посчитать тангенс. (так делал на стриме)
Эта задачка уже с хитрецой. А вы заметили, что нам не сказали, какой из углов острый??? 1. Если АС будет бОльшей диагональю, то больше не будет пересечений параллелограмма с окружностью и надо это ОБЯЗАТЕЛЬНО обговорить в решении. Так мы доказываем, что В и D - острые. И только после этого можно спокойно решать дальше. 2. М - середина, сразу проверяем нет ли средних линий. Опачки, иди-ка сюда) Вот вам и радиус через x выражен. 3. Из параллельности OM и BC получается интересное равенство углов. 4. Замечаем, что в треугольнике CON у нас есть все три стороны. Значит по т. cos можем найти любой угол. Очевидно. что лучше искать BCA - он в другие треугольники вхож. 5. А дальше получается уже в треугольнике MOA есть две стороны и угол. Еще раз т. cos и получаем АМ. 6а. А дальше можно найти ОМА все по той же т. cos, а ведь он равен углу В. А потом уже найти тангенс (так сделал в оформлении) 6б или же договориться, что СМ высота равнобедренного АВС. Найти СМ и посчитать тангенс. (так делал на стриме)

6 задание:

Тут явно сложнее задание, чем параметр из 1й волны... Вообще, если вы не знаете формул 1±sin и 1±cos, то можно сразу сложить ручки. Без этого не решить. А вот мои ученики, прочитав это, усмехнуться, ведь я, объясняя тригонометрию, рассказываю о всех возможных формулах. Так вот, применив эти формулы, избавляемся от двоек. Видно, что слева и справа квадраты - что делать? - конечно же скидываем в одну сторону и делаем разность квадратов. Немного тягомутины и вуаля! Уже две скобки равны нулю.
А дальше с siny все понятно - y=0, а значит при всех x (кроме x=0, так как иначе знаменатели обнулятся) наше произведение xy=0.
Хорошо... а вот со вторым что делать-то? Да, сделали очевидные формулы синуса суммы, а потом и вспомогательный угол (заметьте теперь sin+cos). И всё... Очевидно, что из такого xy никак не вытащишь. Тогда идем решать нестандартно. Монотонность с синусами такое себе, а вот ограниченность сработала. Просто оценили обе части. Одна меньше 1, а другая больше 1. Равенство только если оба равны 1. Фух... и опять y=0, да еще и x=0. А это запрещенная позиция.
Так что так и получается, что ответ 0!
Тут явно сложнее задание, чем параметр из 1й волны... Вообще, если вы не знаете формул 1±sin и 1±cos, то можно сразу сложить ручки. Без этого не решить. А вот мои ученики, прочитав это, усмехнуться, ведь я, объясняя тригонометрию, рассказываю о всех возможных формулах. Так вот, применив эти формулы, избавляемся от двоек. Видно, что слева и справа квадраты - что делать? - конечно же скидываем в одну сторону и делаем разность квадратов. Немного тягомутины и вуаля! Уже две скобки равны нулю. А дальше с siny все понятно - y=0, а значит при всех x (кроме x=0, так как иначе знаменатели обнулятся) наше произведение xy=0. Хорошо... а вот со вторым что делать-то? Да, сделали очевидные формулы синуса суммы, а потом и вспомогательный угол (заметьте теперь sin+cos). И всё... Очевидно, что из такого xy никак не вытащишь. Тогда идем решать нестандартно. Монотонность с синусами такое себе, а вот ограниченность сработала. Просто оценили обе части. Одна меньше 1, а другая больше 1. Равенство только если оба равны 1. Фух... и опять y=0, да еще и x=0. А это запрещенная позиция. Так что так и получается, что ответ 0!

7 задание:

Ух! Стереома... Непонятная пирамида с не пойми где находящейся вершиной. Да еще и сферу вписали...
Хотя то, что под одним углом грани расположены, так это довольно стандартно - тогда вершина проецируется в центр вписанной окружности основания. Вот в первых 2 пунктах это и доказывается.
Где находится центр вписанной окружности в ромбе? Естественно на пересечении биссектрис, то есть наша вершина проецируется в точку пересечения диагоналей ромба.
А далее включаем сюда сферу. Помним, что центр вписанной сферы лежит на пересечении биссекторных плоскостей. А где проводить эти плоскости как не в треугольниках типа SOK, в которых есть угол между гранью и основанием.
Вот и получается, что мы в этих треугольниках проводим биссектрисы и видим, что центр O' лежит на высоте SO и OO'- радиус сферы и одновременно радиус вписанной окружности в равносторонний треугольник SKL. Радиус сферы мы знаем, значит можем найти сторону MN или KL.
Ну а дальше дело техники: рисуем ромб, там MN параллельно переносим в В. Вот вам и треугольник из которого находим искомый угол.
Ух! Стереома... Непонятная пирамида с не пойми где находящейся вершиной. Да еще и сферу вписали... Хотя то, что под одним углом грани расположены, так это довольно стандартно - тогда вершина проецируется в центр вписанной окружности основания. Вот в первых 2 пунктах это и доказывается. Где находится центр вписанной окружности в ромбе? Естественно на пересечении биссектрис, то есть наша вершина проецируется в точку пересечения диагоналей ромба. А далее включаем сюда сферу. Помним, что центр вписанной сферы лежит на пересечении биссекторных плоскостей. А где проводить эти плоскости как не в треугольниках типа SOK, в которых есть угол между гранью и основанием. Вот и получается, что мы в этих треугольниках проводим биссектрисы и видим, что центр O' лежит на высоте SO и OO'- радиус сферы и одновременно радиус вписанной окружности в равносторонний треугольник SKL. Радиус сферы мы знаем, значит можем найти сторону MN или KL. Ну а дальше дело техники: рисуем ромб, там MN параллельно переносим в В. Вот вам и треугольник из которого находим искомый угол.

Анализ билета

Ну что сказать, начиная со второго задания каждое задание хоть чуть,но сложнее, чем в первой волне. Первая волна была вообще уровня ЕГЭ почти. И разница в баллах для толковых ребят была только решил ты 7ю задачу или нет.
Сейчас видим, что задачки поинтереснее, а значит и отличиться тем, что ты умеешь решать полегче...
А для ребят, которые не уверены в своих силах это, конечно, не очень хороший вывод. Но тут могу сказать, что приходите в обучение и будете уверенно решать и ЕГЭ и ДВИ МГУ)

Запись на обучение:

ВК: https://vk.com/learneasyvv
Телеграм:
https://t.me/LearnEasyVV

Подписка на стримы:

ВК: https://vk.com/app5898182_-161307642#...
Телеграм:
https://t.me/learneasybali

Поддержать денежкой:

4274 3200 5464 8673 - Сбер
5536 9139 4551 6264 - Тинькоф

Видеоразбор: