Найти тему
27,8K подписчиков

"Загадочные" казачьи полки. Часть 1

2,3K прочитали
Есть определенный кредит доверия, исчерпывать который, крайне не рекомендуется. Ну, к примеру: Николай II этого правила не придерживался, и был свергнут своими же выкормышами (тогдашними «либералами»).

Есть определенный кредит доверия, исчерпывать который, крайне не рекомендуется. Ну, к примеру: Николай II этого правила не придерживался, и был свергнут своими же выкормышами (тогдашними «либералами»). Даже если бы их не было (и их вовремя отправили бы осваивать просторы Сибири), произошло бы то же самое (но, позже, и фамилии были бы другими). Законы развития общества – объективная реальность, а не абстрактные умозаключения. Об этом говорили классики Марксизма-Ленинизма (и, даже, где-то Сталинизма).

К сожалению, российские социал-демократы («большевики»), с 1918 года ставшие коммунистами, сами очень слабо изучили работы своих основоположников, и, наделали (в первые же годы своего правления) множество грубейших ошибок. Для этого были и объективные и субъективные причины, но мы сейчас рассматриваем их следствие.

К чему это я? Да, к тому, что, действительно, проблемы в казачьих районах во время войны были. Да, до революции, на границах Российской Империи существовали земли с особым правовым статусом (например, земли Всевеликого воинства Донского, не входившие ни в одну из губерний). Да, революция многое изменила, да, я понимаю Гражданская война и разруха, но…

«Разруха не в домах, разруха в головах!» В том-то и заключается искусство настоящего руководителя, чтобы создать вокруг себя работающую команду, а, задача команды наладить работу. К сожалению, в этой «команде», «съели» и затерли самых толковых и работоспособных, и остались … («что не Ежов, то Ягода»). Да, ситуация начала выравниваться (и, Лаврентий Палыч был не так плох), но слишком поздно. Даже если в больницу пришел грамотный главврач, а, в ней вместо врачей, масса коновалов, то… (Думаю, аналогия понятна). Да и сам «главврач» был не без греха (а, может, знаний не хватало).

В ситуации с казачьими областями после революции, нужен был не коновал с пилой и зубилом, а опытный хозяйственник – терапевт, который бы не кромсал тело, а вылечил бы воспаление «медикаментозно». Но, такового не сыскалось. Все могло бы срастись (и уже срасталось), но…

«Да, че там разбираться, «красные» уничтожали казаков, за это они с вермахтом пошли!» Да, в оккупированных казачьих районах определенные предпосылки для нелояльности части населения были. НО. Есть нюанс.

Нет, здесь, все понятно: в обществе (в нормальном состоянии) 5% «ура-патриотов», 2-3% «осознанных патриотов» (с одной стороны), 5 % «просто подонков», 5% «крайней оппозиции» (с другой стороны), остальные люди просто живут в обществе. На «расклад» (в определенных пределах) можно влиять, например, внутренней политикой, на него может повлиять экстремальная ситуация. При обнищании общества возрастает количество «подонков общества», общество может «поляризоваться». Когда по обе стороны баррикад соберется «критическая масса», и «демпфирующая прослойка» станет тонкой, может возникнуть гражданская война.

В общем, в казачьих районах ситуация сложилась так, как и везде. Наиболее лояльная власти часть населения казачьих областей ушла в армию или была эвакуирована, и, естественно, социальная ситуация резко изменилась. Молодежь сражалась с врагом (в том числе и в советских казачьих кавалерийских частях) Обнищание населения, возросший бандитизм (естественно, активизировались «подонки общества») с одной стороны, с другой стороны…

Да, из нор выползли те, кто был «обижен» властью (они есть всегда, но при грамотном руководстве, их могло быть меньше). Часто, «обиды» просто придумывались, дабы оправдать элементарное приспособленчество. Ну, и…

На оккупированных нацистами территориях (которые, по мнению некоторых «неграждан» нашей страны были не оккупированы, а освобождены) началась активная деятельность по вовлечению в предательство, по мобилизации экономики боеспособного населения на службу оккупантам. Война-то, чаще всего, и затевается, чтобы поживиться (сейчас или потом). Процесс абсолютно идентичный тому, что происходил на всей оккупированной территории, но с небольшой особенностью: с политическими реверансами в сторону эмигрантов и местных «подпольных борцунов с рЫжимом» (подлинных и мнимых).

В немецких документах фигурирует много фамилий. Чаще других встречаются: бывший конструктор завода «Локомотив» в Новочеркасске Сергей Павлов, который, вроде бы как, Ерофей и, вроде бы как руководитель подпольной организации, о реальных делах которой никто не слышал. (Сразу вспоминается «Союз меча и орала» во главе с Ипполитом Матвеевичем).

Часто встречается фамилия скромного бухгалтера, затем, руководителя торговли Новочеркасска и «перекидного» сексота НКВД П.М.Духопельникова.

Сексотом НКВД был и бухгалтер-растратчик Тимофей Доманов, но, в немецких документах того времени он не фигурирует (Ну, не самые лучшие представители казачества стояли у истоков этого дела).

Да, все это так. Такие люди были в каждом районе оккупированной территории. Это не какое-то уникальное явление. Интересно другое.

Противник, развернув осенью 1942 года на Дону и Кубани сеть вербовочных пунктов, жалуется в своих документах на то, что количество добровольцев ничтожно.

Да, смогли набрать одну тысячу казаков для Кононова (осенью казаки были отправлены в Могилев). Да, сумели (за всю осень) набрать еще две тысячи человек. Их частично тоже отправили в группу армий «Центр». В ноябре 1942 года были вынуждены переключиться на свои нужды, северный фланг оказался оголенным, и прикрывался только полком Юнгшульца. Об этом принято писать так:

«В июне 1942 года 40-й танковый корпус генерала Гейера фон Швеппенбурга захватил столь значительное число пленных, что у немцев не хватило солдат для конвоирования этой массы в тыл. Из числа этих пленных были отобраны антисоветски настроенные казаки, их обеспечили винтовками и лошадьми и поручили исполнять роль конвоя. Эти люди и послужили базой для создания эскадрона. Возглавил их кадровый военнослужащий РККА, казак Михаил Загородний (или Загородный). После возвращения из тыла добровольцы были приняты на службу в штаб корпуса, где из них был сформирован 82-й казачий эскадрон численностью в 340 человек. преимущественно кубанцев».

Господа «историки» казачьего движения. Эскадрон, это 120-160 «сабель», 300 «рыл» в нем быть не может. Штаб ХХХХ корпуса «Гейера фон Швеппенбурга» в июне 1942 года, находился в резерве, и, лишь с июля 1942 года начал собираться под Харьковом. И, главное, 82-й казачий эскадрон был сформирован из пленных, не для конвойных функций, и на несколько месяцев позже.

Были другие части. За счет завербованных сформировали корпусную сотню (потом эскадрон) ХХХХ корпуса (158 человек, при 11 пулеметах). Сформировали еще одну сотню армейского подчинения (169 человек12 станковых, 19 ручных пулеметов). Но это мизер. Суммарно, за весь период, это три тысячи, и… все.

«Да, ну че за бред, почитай литературу! Было массовое формирование казачьих частей для Вермахта! Казаки толпами, добровольно шли служить немцам!».

Сначала поднял документы, потом, почитал, понял, что тема испохаблена политиками до предела. Фактически, сейчас это «поле боя» между советским вариантом истории и, победившей ее западной исторической школой. Одна говорила о том, что «казаки, как и весь советский народ, как один человек встали на защиту Родины», другая утверждала, что СССР – тюрьма народов, и вольные казаки вместе с Вермахтом боролись против угнетения (тоже, все, как один человек)».

Тема переврана до предела. Что не так? Смешиваются в кучу два периода: до начала отступления немецких войск (конец лета-декабрь 1942 года) и январь-май 1943 года.

Это как в том анекдоте: «Ваня съел курицу, Петя остался голодным, но в среднем, каждый съел по полкурицы, и непонятно, чем недоволен Петя». Ситуация та же самая. Давайте разбираться.

Итак, цитата первая: «В ноябре 1942 года казачьи структуры получили разрешение от немецких военных властей на формирование казачьих полков».

Возникает ряд вопросов: какие «казачьи структуры»? Откуда они взялись? Кто их выбирал или назначал? И, главное, для чего создавались эти полки и кому они подчинялись?

С полком «Платов» и полком «фон Юнгшульц» все понятно, это формирования Вермахта, созданные из пленных. А, это, что такое?

До начала отступления 1-й танковой армии с Дона и Кубани ситуация была традиционной. Несмотря на внешнее отличие в немецкой оккупационной политике, в казачьих районах было все тоже самое, что и на других оккупированных землях, только бургомистров и старост называли атаманами. Кандидатуры атаманов утверждались сотрудниками той же Айнзац-группы «D», что и работала до июля в Крыму.

Точно так же работали немецкие комендатуры, которым подчинялись «атаманы», точно так же начала создаваться вспомогательная полиция, начал создаваться шуцманншафт, который называли «казачьи сотни».

Никаких «полков» (кроме сформированных немцами) нет. Есть несколько мелких подразделений (2 сотни) сформированных за счет поступления с вербовочных станций добровольцев и пленных (обученных в штатном режиме), но это немецкие части, с немецкими командирами. С приходом немцев не наступила кромешная тьма, людям нужно есть и пить. Стимулируемые выделением земель и подъемными, потянулись переселенцы в Крым, где не хватало рук (вполне себе добровольные переселенцы).

А, потом, «грянул гром» Сталинграда, и 1-я танковая армия начала спешное отступление. И, вот тогда, в Крыму начали появляться «добровольно-принудительные» переселенцы. Через атаманов население казачьих районов спешно «мобилизовалось», и колонны переселенцев потянулись в Крым и на Украину.

Принято писать так: «Тысячи и тысячи казаков, сотрудничавших во время оккупации с немцами, справедливо опасаясь прихода Красной армии и будущей расплаты за предательство, были вынуждены бежать с родной земли. Конечно, с немцами ушла меньшая часть казачества, — большинству бояться было нечего, они с нетерпением ждали прихода Красной армии».

На самом деле было чуть-чуть не так. Первые переселенцы ушли добровольно, потом, людей начали «организовывать», потом, шли немецкие команды, подбирающие остатки материальных ресурсов, и сгоняя не убывших добровольно, в конвоируемые колонны. (Поэтому, когда немцы пишут, что 8 тыс. переселенцев разбежались, в этом нет ничего удивительного).

И, вот тогда, (чтобы не пропадал дармовой человеческий материал) из переселенцев, начали формировать «полки». Их начали формировать на базе конных сотен, ранее подчиненных атаману (бургомистру), которыми командовали «местные».

Вооружения эти «полки» имели минимум (в лучшем случае шашки), и, далеко не все они дошли до места назначения (многие просто разбежались). Но, опять же, это конец января – апрель 1943 года. Это не осень 1942-го. Из них потом формировали другие части. Более того, с приходом этих «добровольцев» весной 1943 года в других казачьих и «восточных» частях Вермахта начались волнения (о чем я писал ранее).

Не верите? А, давайте, посмотрим реальную историю этих формирований.