Найти в Дзене

Зачем нужна Доска Бильгоу? / Рассказывает Когнитолог

Оглавление

Наш когнитолог (кто это) Фомина Мария Андреевна проводит занятия с нашими маленькими пациентами по когнитивной логопедии по индивидуальным программам. Одной из методик, которую она использует на занятиях, является использование Доски Бильгоу. Но зачем она и какой эффект дает? Давайте разбираться.

Доска Бильгоу
Доска Бильгоу

Какое же воздействие и на что оказывают упражнения с Доской Бильгоу? Все дело в том, что во время занятий с данным инвентарем происходит стимуляция мозжечка.

Мозжечок и его предназначение

Мозжечок – это отдел мозга, который отвечает за координацию движений, равновесие, мышечный тонус. Он обрабатывает входящие сенсорные сигналы, поступающие от спинного мозга и исходящие сигналы от двигательных центров коры больших полушарий. Таким образом, мозжечок координирует наши движения.
-2

Нарушения работы мозжечка

Нарушенный тонус мышц у детей также указывает на неправильную работу мозжечка и связанного с ним ствола мозга, что ведет к развитию сколиозов и утомляемости при обучении  (особенно ярко это проявляется в зевании и усталости, вялости даже при небольших дозах обучающей информации). При неправильном тонусе напрягаются(ослабляются) мышцы икр, голени, взъёма, шеи, мышц спины – отсюда различные искривления, которые также ведут в свою очередь к еще большему ухудшению работы системы кровообращения и питания мозга и, соответственно, к ухудшению работы центральной нервной системы.

Также мозжечок связан с ретикулярной формацией головного мозга, отвечающей зарегулирование процессов сна и бодрствования, неправильная работа которой влияет на ослабление осознанности и внимания при получении и усвоении информации. Гиперактивным детям, с нарушениями внимания, просто необходимо двигаться, именно так естественным путем они восстанавливают и закрепляют нарушенные нейронные связи и заставляют ретикулярную формацию активизироваться, чтобы пребывать в осознанном состоянии, иначе процесс запоминания и внимания невозможен. 

Мозжечок тесно связан с вестибулярным аппаратом, активизация которого приводит кору больших полушарий в готовность к познавательной деятельности. Если вестибулярная система работает слабо, то ребенок плохо включается в обучение, пассивен к обучающей деятельности. Мозжечок имеет множественные связи со всеми отделами головного мозга и принимает участие в переработке всей информации, идущей от них и задает темп работы всего мозга. Чем лучше будет работать мозжечок, тем быстрее ребенок будет осваивать новые знания.

Стимуляция мозжечка приводит...

Тренируя и развивая мозжечок, а также и другие отделы мозга, связанные с ним, улучшаются: 

  1. крупная моторика (улучшаются плавность движений, точность, ловкость, осанка, походка); 
  2. мелкая моторика, зрительно-моторная координация (улучшается почерк, манипулирование мелкими предметами, устраняются эффекты отзеркаливания букв и цифр, буквы пишутся более ровно и не выходят за пределы строки); 
  3. улучшаются функции сенсорной интеграции; 
  4. улучшается произносительная часть речи (четкость звуков, плавность); 
  5. повышается концентрация внимания; 
  6. улучшаются глазодвигательные функции, что повышает скорость чтения; 
  7. повышается скорость мышления. 

Кому показана стимуляция мозжечка

Кому полезна мозжечковая стимуляция: 

-для детей с РАС (расстройство аутистического спектра);

-при СДВГ (синдром дефицита внимания гиперактивность);

-при нарушениях внимания (слабая концентрация и удержание внимания); 

-при дисграфии (нарушения письменной речи), дислексии (нарушения чтения); 

-при нарушениях координации движений и моторной неловкости; 

-при нарушениях почерка; 

-ЗПР, ММД; 

-при быстрой психической возбуждаемости и скорой повышенной утомляемости; 

-при речевых расстройствах (логоневрозы, непроговаривание слов, перестановка слогов, дизартрии). 

Занятие с когнитологом с Доской Бильгоу
Занятие с когнитологом с Доской Бильгоу

Как проходят занятия

Для того, чтобы стимулировать функцию мозжечка, разработано специальное устройство — балансировочная доска и комплексы упражнений, выполняемые на этой доске. Доска Бильгоу.

Как проходят занятия: 

На занятиях ребенок выполняет различные упражнения, стоя на специальной балансировочной доске.

Все упражнения выполняются с применением дополнительного оборудования (сенсорных мешочков, цветонизированной рейки, стенда с мишенями, мишени с цифрами, мячами). В занятия включены упражнения из зарубежной системы Bal-A-Vis-X– «балансировочно-аудиально-визуальные упражнения», которые развивают зрительное слежение, улучшают слуховое восприятие, развивают чувство ритма, баланса и согласованные движения глаз, конечностей, корпуса, головы, слуха, вестибулярной системы, а также развивают концентрацию внимания, самоконтроль, умение владеть собственным телом. 

Занятие с когнитологом с Доской Бильгоу
Занятие с когнитологом с Доской Бильгоу

Упражнения подбираются в зависимости от особенностей и возможностей ребенка. 

При таком тренинге на балансире, у детей задействуются одновременно несколько систем: 

-вестибулярная; 

-моторная; 

-сенсорная; 

-проприоцептивная; 

-глазодвигательная; 

-кинестетическая; 

-аудиальная. 

Мозг при этом соединяет сигналы всех систем и постепенно формирует схему тела – информацию о том, какие части тела есть у организма и чем они заняты, что при регулярных занятиях дает ему возможность автоматически обрабатывать большое количество информации, идущее от разных систем организма. 

-5

Такая автоматизированная обработка информации позволяет мозгу тратить усилия на другие важные дела: на высшую психическую деятельность (мышление, память, произвольное внимание, на занятия познавательной деятельностью и обучением). Также формирование более полных представлений о собственном теле повышает двигательный потенциал ребенка и его манипулирование с другими предметами, повышается ловкость и точность движений, улучшаются речевые и графомоторные навыки. 

Занятия направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, на развитие зрительно-моторной координации, на стабилизацию процессов сенсорной интеграции, на улучшение и совершенствование движений, вот почему так полезны занятия мозжечковой стимуляции для детей с расстройствами аутистического спектра и задержками психического развития.  

Регулярность тренировок обеспечивает создание и укрепление необходимых нейронных связей между отделами головного мозга, дефицитарность которых и обусловливает различные трудности у детей.

#Аутизм #доскабильгоу #когнитивнаяпсихология #когнитолог #логопед #зпрр