Инспектор ФНС уже у вашего порога? Как выйти из неприятной ситуации?
Давайте разберемся, что же такое разрывы НДС, каковы причины их появления и способы их избежать.
Что собой представляют разрывы НДС?
Разрывы НДС представляют собой несовпадения, которые возникают в цепочке НДС. Покупатель заносит всю информацию о сделке в книгу покупок, а продавец, соответственно, в книгу продаж. В лучшем случае вся информация в части суммы, счета, даты и номера, размера НДС должна совпадать. В случае несоответствия ФНС может обратить на компанию внимание для прояснения ситуации.
Как сотрудники ФНС могут находить разрывы?
В этом им помогает система АИС «Налог-3», которая работает автоматически и намного облегчает процесс проверки документации предприятия. Посредством произведения анализа цепочки НДС по налоговым декларациям, система находит несоответствия, высчитывает сумму разрыва и, наконец, предоставляет информацию о компании, подлежащей проверке.
Каких видов бывают разрывы НДС?
Всего существует 3 вида разрывов НДС:
• Прямой разрыв – проявляется чаще всего и происходит по причине несоответствия счетов-фактур в книге покупок покупателя и книге продаж продавца;
• Сложный разрыв – происходит по причине того, что система АИС «Налог-3» проверяет не только продавца и покупателя, но и всю цепочку поставщиков, информацию по вычетам, уплате налогов, сумму НДС. Возникают они, как правило, в случае, если один из участников договора «забыл» про уплату налога и сдачу деклараций;
• Технический разрыв – выявляется при технических ошибках, совершенных в ходе занесения реквизитов счетов-фактур в базу, или оплошности бухгалтера, который мог забыть занести счет в книгу продаж компании.
Как же избегают разрывов НДС?
Есть несколько аспектов, которые помогают понизить количество разрывов:
• Операция, подлежащая налоговому вычету, должна иметь реальное обоснование. К примеру, сделку можно подтвердить документально, однако налогоплательщик всегда должен быть готов к проверке склада на наличие приобретенной продукции, которую может устроить налоговый инспектор.
• Перед тем, как заключать сделку и, соответственно, подписывать договор, необходимо навести справки о своем контрагенте для проверки его добросовестности.
Недобросовестность контрагента определяется, исходя из следующих признаков:
- отсутствие штата сотрудников и складов хранения продукции;
- отсутствие уплат по аренде и коммунальным услугам;
- расположение компании контрагента в несоответствии с местом регистрации.
Если вы хотите избежать разрывов НДС и проблем с налоговой инспекцией, нужно документально подтверждать все сделки и всегда заносить их в бухгалтерский учет. А если налоговый инспектор уже на пути к вам — приготовить все пакеты документов, подтверждающие реальность сделки, или обратитесь к специалистам.